Природоохранные акции в доу. Экологические акции проект по окружающему миру на тему Экологическая акция для детей дошкольного возраста
Разделы: Работа с дошкольниками
Экологическая акция “Береги природу”.
Цель: Учить детей отличать хорошие поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать отношение к природе.
Результат: У детей и взрослых возрастёт ответственность и сопричастность.
Мероприятия:
- Чтение сказки “Лиса, заяц и петух”. Беседа о плохих и хороших поступках.
- Экологические сказки:
- Рассказы, тексты для чтения:
- Игры:
- Закрепить правила поведения в природе.
- Рисование плакатов “Береги природу” и развешивание их на территории микрорайона.
- Ширмы для родителей:
И.А. Рыжова “Сказка о Человеке и
Золотой Рыбке”.
И.А. Рыжова “Травинка – путешественница”.
И.А. Рыжова “Чей дом лучше” и др.
И.А. Рыжова “Наука о доме”.
И.А. Рыжова “Природа – наше богатство” и др.
“Угадайте.”
“Что где растёт”, “Кто где живёт.”
“Найди по описанию.”
“Дикие – домашние животные.”
“Птицы, звери, насекомые” и т.д.
- Азбука поведения в природе;
- Войти в природу другом и т.д.
Экологическая акция ”Берегиня”.
Цель: Формировать у детей и взрослых экологическую культуру и мировоззрение.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Результат: У взрослых и детей возрастёт ответственность за использование воды.
Мероприятия:
- Беседа “Вода – это жизнь”
- Рисование “Портрет воды”
- Рисование плакатов “Берегите воду” и развешивание плакатов в микрорайоне детского сада.
- Игры:
- “Кто живёт в воде”.
- “Мы живём в воде”.
- “Мы капельки”.
- “Вода не вода” и др.
- Н. Рыжовой “Жила была речка”, “Как люди речку обидели”
- М. Пластова “Как Кап Иванович Речку спасал” и др.
- мыть руки перед едой;
- не есть грязные овощи и фрукты;
- не пить сырую воду;
- не пить воду из неизвестных источников.
(делать акцент не на запрет, а на осознание детьми правил)
- “Вода – это жизнь”
- “Давайте беречь воду”
Экологическая акция “Покормите птиц зимой”.
Цель: Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
Результат: У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.
Мероприятия:
- Занятия в группах:
- Беседы:
- Дидактические игры:
- Подвижные игры:
- Рисование “Птицы – наши друзья”.
- Конструирование и изготовление кормушек.
- Папки-передвижки:
“Покормите птиц зимой”. - Праздник “День птиц”.
- Выставка рисунков и поделок “Наши пернатые друзья” (совместно с родителями).
младшая группа – “Птицы зимой”;
средняя группа – “Птицы зимой”;
старшая группа – “О тех, кто умеет летать”;
подготовительная группа – “Наши пернатые
друзья”.
“Почему мы считаем птиц своими друзьями”
“Что ты знаешь о птицах”
“Зачем поют птицы?”
“Где чье гнездо?”
“Подбери птице клюв и ноги”.
“Собери картинку”.
“Совушка”.
“Коршун и наседка”.
“Птички и птенчики”.
“Перелет птиц”.
Тринеева Ольга Валентиновна
Детский сад «Василёк» - это образовательное учреждение, в котором экологическое образование и воспитание дошкольников, является приоритетным на протяжении многих лет.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, ближайшем природном и социокультурном окружении.
Поэтому особое внимание в детском саду уделяется целенаправленной и согласованной деятельности педагогов на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры, в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Эту деятельность можно разделить на три больших блока:
Экологизация образовательного процесса
Эколого-оздоровительная работа
Эколого-развивающая среда ДОУ.
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом.
Экологизация среды детского сада включает в себя многие компоненты:
Центры экологии в группах;
Экологические зоны (выставочные, коллекций, макетов, моделей и т. д.);
Мини-лаборатории для детского экспериментирования;
Библиотека (познавательная литература природоведческого содержания альбомы, иллюстрации, видео, аудио –материалы);
Экологическая тропа с дендрарием на территории детского сада;
Цветники, огород на территории детского сада;
Экологический театр «Росинка»;
Галерея (творческих работ).
Реализуя программу Рыжовой Н. «Наш дом –природа» мы в комплексе используем различные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, опыты, эксперименты, труд в природе, экологические дидактические игры, моделирование, праздники, экологические акции.
В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
В переводе на русский язык «акция» означает действие.
Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Дети-дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.
При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:
Осмысленность . Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.
Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.
Безопасность .Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.
Разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.
Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.
Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.
Природоохранные акции в детском саду проводятся круглый год.
Осень
«Сбор семян для будущего урожая» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).
«Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц).
Зима
«Ёлочка –волшебная иголочка» - акция даёт возможность показать детям, что Новогодний праздник не повод вырубать ёлочки. Можно символ Нового года сделать своими руками. Активное участие принимают родители, педагоги и дети детского сада. Поделки становятся дополнительным украшением групповых комнат и музыкального зала.
«Витаминный огород» (выращивание лука для себя,
наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
«Кормушки для пичужки» - совместная деятельность педагогов и родителей по изготовлению кормушек для птиц. Акция проходит в январе-феврале, когда птицы нуждаются в помощи людей. Деятельность по изготовлению кормушек совместно с детьми, является примером бережного отношения людей к птицам. Дети подкармливают птиц, наблюдают за ними, затем свои впечатления зарисовывают в «Дневниках наблюдения».
Весна
«Каждому певцу по дворцу!» - совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников.
«Огород «Чиполлино»» - акция, которая проводится с мая по август. Производятся посадки овощных культур. На протяжении лета дети ухаживают за ними, получая трудовые навыки, нравственный опыт, чувство ответственности за порученное дело, а так же радость от результата своего труда.
«Посади дерево» - (апрель- май) посадка деревьев и кустарников на участках детского сада.
Лето
«Детский сад-цветочный город» цель которой – активизировать деятельность детского сада по благоустройству и озеленению территории, создать комфортные условия воспитания и развития детей дошкольного возраста, проходит с мая по август. В рамках акции проводится смотр-конкурс «Лучший цветник». Территория детского сада неоднократно отмечалась в городских СМИ.
Акция «Сто идей из ненужных вещей» показала, творческий подход к вторичному использованию «отживших» вещей. Эти поделки украсили прогулочные площадки детского сада.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды - экологическая тропа , которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Наблюдать изменения, которые происходят в природе. Развивать наблюдательность, познавательную активность, любознательность.
Педагогами детского сада был разработан экологический игровой маршрут «Васильковое лето».
Дети проходят по маршруту, знакомятся с объектами: «Поляна сказок», «Мастерская феи Фиалки»», «Экологическая тропинка»(«Дендрарий», «Птичья столовая», «Удивительное рядом (площадка экспериментов)».
На каждой остановке маршрута дети знакомятся с интересными природными объектами, оборудованием для экспериментирования с песком, водой, нетрадиционным художественным оборудованием, солнечными часами, дождемерами и т. д. Всё это делает прогулку детей увлекательной и познавательной.
Надежда Тиханкина
Консультация для воспитателей по теме «Экологические акции в ДОУ»
«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников».
Когда будет срублено последнее дерево,
когда будет отравлена последняя река,
когда будет поймана последняя птица,
Только тогда он (человек) поймёт,
что деньги нельзя есть…
М. Булгаков
В современном мире наиболее актуальными являются проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. В природе все взаимосвязано: уничтожая или нанося вред природе (отдельным ее компонентам) - мы нарушаем равновесие. Нельзя только брать, ничего не отдавая взамен!
Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря.
На нас надеется Земля.
Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание - это формирование осознанного бережного отношения к природе и всему живому.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Основными задачами экологического воспитания являются:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно - тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс – мотивированным.
За основу реализации комплексно-тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.
Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности.
Выбор данной формы работы не случаен, так как:
Акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
Акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
Акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, природоохранные акции могут быть приурочены к датам, событиям: например, Новый год, День Земли, День птиц и другие.
Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:
В основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;
Акции – это «игра-всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых;
Обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
При организации экологических акций нужно придерживаться следующих принципов:
Осмысленность.
Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.
Отсутствие духа соревнования.
Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.
Безопасность.
Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.
Разумность.
Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.
Системность.
Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.
Гласность
Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.
День леса
В октябре отмечается день лесных животных. Во время акции дошкольники знакомятся с произведениями о природе, о жизни животных в лесу.
Международный день энергосбережения
11 ноября - международный день энергосбережения. Можно организовать краткосрочный проект «Вместе светлее», оформить картотеки со стихами и разработать дидактические игры по теме, провести тематические совместные с родителями спортивные соревнования «В гостях у электросчётчика», «В гостях у лампочки». Итогом акции могут стать буклеты для родителей, презентация об альтернативных источниках энергии.
Природоохранная акция «Поможем городской синичке»
Акция проводится с 10 по 20 ноября, в целях формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края.
В рамках проведения акции организуется экологической исследование «Птицы нашего края» , в процессе которого дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края.
Дошкольники создают плакаты, рисунки, поделки, сочиняют стихотворения, рассказы о птицах, о необходимости помогать нашим пернатым друзьям в тяжелый для их жизни зимний период.
Совместно с родителями проектируют и изготавливают кормушки, заготавливают корм.
Одним из центральных моментов акции является выставка - ярмарка кормушек. Главный итог акции, о котором необходимо сказать дети – сколько людей теперь имеют кормушки и могут вывесить их возле дома, на окнах и тем самым помочь птицам перезимовать.
Еще одним важным событием этой акции является открытие «Птичьей столовой», которое проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней.
Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».
Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства.
В рамках проведения акции организуется выставка поделок с Новогодней тематикой. Дети, совместно с педагогами и родителями создают плакаты, рисунки в защиту живой ели. Сочиняют рассказы о жизни елочки в лесу, листовки с обращениями - призывами к людям о сохранении живых насаждений, об использовании искусственных елок для «украшения» праздника. Развешивают эти листовки на досках объявлений домов близлежащего микрорайона.
В процессе проведения акции выпускается стенгазета «Не рубите, люди, елочку в лесу!».
Результатом работы являются рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственная ель дома).
Природоохранная акция «Прилетайте птицы»
Проводится в апреле аналогично акции «Поможем городской синичке». В рамках проведения акции организуется развлечение «День птиц», выставка домиков для птиц, изготовленных родителями, совместно с детьми, торжественное открытие птичьих домиков, наблюдения за «новоселами».
Природоохранная акция «День Земли»
Акция проводится с 10 по 22 апреля. В рамках акции проходят интересные мероприятия: КВН «Юный любитель природы», конкурс детских рисунков «Моя Земля», познавательные литературные тематические вечера «Прекрасное рядом», развлечения «Счастья тебе! Земля моя». Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру. В заключение акции дети оформляют послание Земле, с пожеланиями счастья и благополучия.
Проводится с 20 мая по 6 июня в рамках международной экологической акции «Спасти и сохранить» с целью формирования основ экологической культуры, гуманного отношения к природе нашего края. Подготовка к проведению акции начинается заранее. Дети выращивают рассаду для озеленения территории детского сада, собирают информацию о растениях и животных, занесенных в красную книгу. Готовят листовки и стенгазеты. В процессе проведения акции проводятся:
Очистка и озеленение территории детского сада (совместно с родителями);
Конкурс экологических листовок и стенгазет;
Оформление альбомов;
Организуются экскурсии в парк и на реку;
Развлечение «Сохраним Землю голубой и зеленой».
В заключение хочу сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.
С уверенностью могу сказать, что участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми.
Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.
Экологические акции в детском саду
4.4.1 «Панорама добрых дел» как форма организации дошкольников
4.4.2 Экологические акции в детском саду как форма организации
4.4.3 Сочинение рассказов
4.4.4. Иллюстрированный экологический журнал
4.4.1 «Панорама добрых дел» как форма организации дошкольников
«Панорама добрых дел: ребята хотят стать юными экологами» - это информационный стенд, в котором фиксируется и прослеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе.
· Хорошее дежурство в уголке природы
· Изготовление плакатов к акции «Зеленая елочка – живая иголочка»
· Развешивание плакатов про елку
· Активность и инициатива в зимней подкормке птиц
· Хорошие дела дома (с растениями, животными на прогулке)
· Любые хорошие самостоятельные поступки детей, их инициатива
· Интересные наблюдения в природе
· Самостоятельное выращивание растений
· «что я заметил красивого в природе»
· «весенние наблюдения»
· участие в акции «День Земли»
В расчерченном плакате оставляем несколько граф без названия, чтобы ими можно было воспользоваться немного позже.
Последняя графа – подведение итогов:
Количество набранных каждым ребенком похвальных очков
Доброе отношение к людям, в которой нужно будет зафиксировать особо хорошие, яркие поступки детей по отношению к людям (детям в группе, взрослым в д/с, родственникам в семье)
Отметки и похвальные очки можно изображать картинками в графах напротив фамилии ребенка, чтобы он понимал, за что получил похвальные очки. Картинки должны отображать доброе дело ребенка.
Экологические акции в детском саду как форма организации
Это комплекс мероприятий, действий, помогающий детям лучше узнать какую-либо экологическую проблему, проявит свою гражданскую позицию, свое отношение к чему-либо. Это мероприятие всего д/с.
Записывается в готовые задачи. Четко распределяются обязанности между группами.
Длительность проведения экологической акции от 2-3 месяцев. Помимо детей в экологической акции задействованы сотрудники д/с, родители, близлежащие школы, жители района.
Экологическая акция направлена
на детей своей возрастной группы.
Цикл наблюдений
Чтение и заучивание стихотворений
Подбор иллюстраций, энциклопедической и художественной литературы
Комплекс занятий по различным методикам
Продумывание и иллюстрирование сказок
Выставки картин детей
Организация опытов
Создание экологических плакатов
Создание рукописных экологических журналов
Составление иллюстрированного экологического журнала
На детей других возрастных групп
Показ экологических плакатов с беседой-разъяснением
Чтение рукописного журнала с предложением создать свои странички
Совместное проведение викторин
На работу с родителями
Стенды, отражающие направления будущей работы
Экскурсии, походы, выставки
Родительское собрание
Совместные досуги, конкурсы
Выступление родителей перед детьми
Пропаганда экологических знаний среди жителей района
Вывешивание плакатов на подъездах и др.
Концерты при ЖЭКах
Для сотрудников дошкольного учреждения
Изготовление различных выставок (участие)
Создание своих плакатов, вывешивание их на своих рабочих местах
Участие в конкурсах, практических делах
Экологическая акция «Зеленая елочка – живая иголочка»
Мероприятия в акции:
Цикл наблюдений за елью, растущей на участке или в ближайшем окружении
Изготовление, распространение плакатов по сохранение ели
Новогодние праздники в зале с искусственной елкой, на улице вокруг живой елки. Подсчет использованных елок.
Цикл наблюдения за елью:
1. «Как узнать ель?»
2. «Какие у ели иголки?»
3. «Сравниваем ель с игрушечной елкой»
4. «Сколько лет нашей ели?»
5. «Кто может обидеть ель или как мы можем ей помочь?»
6. «Наша елочка красивая»
Экологическая акция «Здравствуй, дерево»
Исследовательский этап:
Наблюдение за деревом (сезонные изменения в его облике, за птицами, которые прилетают к нему)
Проводят разные исследования (изучают листья, кору и другие части деревьев, почву под ними и его обитателей)
Всё сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми и др.видами детской деятельности.
Трудовая деятельность:
1) Уход за деревом: полив, рыхление почвы, внесение удобрений и уборка мусора.
2) Изготовить кормушки или скворечники, подкормка птиц
3) Если дерево небольшое и находится недалеко от дороги, можно сделать ограду
4) При необходимости надо подвязать сломанные ветки или «залечить» раны, сделанные человеком
5) Посадить рядом травянистые растения – цветы.
Примерные занятия
1. Знакомимся с деревом
2. Изучаем листья
3. Изучаем кору и ствол
4. Изучаем цветки
5. Изучаем корни
6. Изучаем плоды и семена
7. Изучаем животных
8. Изучаем почву
9. Изучаем снег
10. Изучаем дождь и иней
Исследования
1. Знают ли дерево?
2. Какой высоты?
3. Какова ширина дерева?
4. Знакомые соседи
5. Семья дерева
6. Дети дерева
7. План участка, где находится дерево
8. Редкое или распространенное дерево
1. Много ли листьев на дереве?
2. Много ли солнечных пятен
3. Может ли тень дерева двигаться
4. Какие из деревьев лучше защищают от солнца
5. Исследование листьев
6. Ощути лист, сравни с животным, зарисуй
7. Определение формы и окраски листа
8. Как прикрепляется лист к ветке
9. Есть ли жилки на листе
10. Игра «определи на ощупь свой лист»
11. Составление коллекции
12. Отпечатки листьев (пластилин, краски и др.)
13. Какого цвета листья у дерева
14. Как пахнет лист
15. Сравнение листьев
16. Какие насекомые живут на дереве (следы)
17. Сравнение листьев кроны на разной высоте
18. Зрительное наблюдение за развитием листа (зарисовка)
19. Наблюдение за почками
20. Как меняется цвет листьев с весны до осени
21. Отпечатки листа
22. Собирание осеннего букета из листьев
23. Куда деваются старые листья?
24. Есть ли пыль на листьях?
1. Исследование толщины ствола на разной высоте
2. Какая кора?
3. Чем покрыта кора?
4. Свойства коры (защищают, согревают, охлаждают)
5. Рисунок коры
6. И т.д. см. №7/2000 «Дошкольное воспитание»
Сочинение рассказов
1. Темы составления рассказов
«Наше дерево летом/весной…»
«Придумываем прилагательные, характеризующие дерево»
2. Игры
Физкультминутка
3. музыка
Прослушивание и подбор произведений на различное состояние дерева
4. изобразительная деятельность
Посетить картинные галереи
Создаем эмблему своего дерева
Занятие по рисованию деревьев, оригами
5. математика
Посчитаем, сколько плодов упало,
используем листья деревьев при составлении математических задач
6.Литература
7.Праздник «День дерева»
Уход за деревом
Нарисовать портрет дерева
Нарисовать открытки
Составление праздника
Отражение отношения детей к природе, деревьям, представлений о жизни дерева, необходимой охраны растения, особенности ухода
10.ремонт старых книг
11.сбор макулатуры
Похожая информация.
Разработать пример природоохранной акции в дошкольном образовательном учреждении тема по выбору студента для детей и родителей старшего дошкольного возраста. Цель и сущность экологического воспитания заключается в развитии у детей осознанно правильного отношения к объектам природы. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов последствия этого воздействия на природу и здоровья людей должны быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью развития у детей начальной позиции по этому вопросу. Акции это социально...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Вологодской области
«Сокольский педагогический колледж»
Контрольная работа
по предмету: Теоретические основы и методика экологического образования
Тема: «Природоохранные акции»
Специальность 050710
«Специальное дошкольное образование»
Выполнила: студентка 3 курса
Группа Б заочное отделение
Контиевская Марина Николаевна
Проверил:
Сокол
2015
Заключение.
1. Сущность и значение природоохранных акций.
Цель и сущность экологического воспитания заключается в развитии у детей осознанно правильного отношения к объектам природы. Очень важно с первых лет жизни воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и здоровья людей должны быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью развития у детей начальной позиции по этому вопросу. Известно, что «передача экологических знаний это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребёнка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Только в этом случае информация будет лично значимой и трансформируется в деятельность. Поэтому природоохранные акции при развитии представлений о взаимосвязи человека с природой имеют большое преимущество перед другими формами и методами работы.
Акции это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.
Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, то в ее ходе решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные, этические, что делает их особенно ценными. Как уже говорилось, выше природоохранные акции реализуются через все виды детской деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога.
Так как акция это комплексное мероприятие, то в ходе её решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные и эстетические.
Так на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения, пояснения взрослых, беседы, КВНы и т. д.
На нравственное развитие большое влияние оказывает практическая природоохранительная деятельность: развешивание кормушек для птиц, ограждение муравейников, трудовые десанты, развешивание плакатов и многое другое.
Эстетическое воспитание реализуется через всевозможные выставки, экспозиции.
Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений о взаимосвязи человека с природой.
Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:
● акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
● акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;
● в акции включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
● данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
● природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Широкий спектр структурных компонентов акции позволяет сделать данную работу наиболее интересной и привлекательной.
Структурные компоненты природоохранных акций, являются и методами и формами экологического воспитания.
Природоохранные акции это общественно-значимые, длительные по времени мероприятия, включающие цикл наблюдений, труд, конкурсы, игры. А так же создание экологического музея (плакаты, природоохранные знаки, творческие работы детей, коллекции, гербарии и пр.). Экологические экспедиции, походы, природный театр, выставка рекордов природы (представление экспонатов природного материала - семена, плоды, сучки необычных, уникальных форм). Создание метеоцентра, островок прогнозирования погоды (сможет помочь детям предсказывать погоду по народным приметам, вести календарь природы). Проведение экологических викторин, выпуск экологических листовок, экологический тренинг.
Экологические экскурсии-экспедиции.
Цель найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать исследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экспедиции дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в благоприятной экологической обстановке: вдоль забора, на пустыре и т.д.).
Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.
Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа, карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла, папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т.д. Экспедиции чаще планируются в подготовительной к школе группе. Результаты работы оформлять в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Экологические выставки и экспозиции.
Цель ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям.
Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.
Тематика может быть самой разнообразной: «Лес друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.
На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.
Экологический музей.
Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода, ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).
Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность», «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т.д.
Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение имеют экологические наблюдения.
Экологические наблюдения.
Цель сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.
Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.
В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища, среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.
Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.
Уроки доброты.
Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.
Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
Такие мероприятия, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
Длительность не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).
Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они бояться?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Любить что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.
Экологические игры.
Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил).
Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экосистема водоема» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).
Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «Живое неживое»; «Птицы рыбы звери» (на классификацию заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.
Экологические плакаты.
Как пробуждать в детях гражданскую активность ко всему живому? Я думаю, что каждый ребенок может «выговориться» на данную тему в рисунке, эскизе. Эскизная работа является первоисточником пробуждения активности детей, направленной на борьбу за защиту окружающей среды.
Многие, узнав, что дети будут рисовать экологические плакаты, удивляются. Ведь экологический плакат - серьезная вещь. Зачем он нужен ребенку? Но, подумав, поняли, что это правильно. Ребенка нельзя изолировать от проблем жизни. Маленький человек глядит в мир и часто видит (особенно по телевизору) то, что его воображение даже не может принять (горящую тайгу, умирающих, испачканных нефтью птиц, загубленную рыбу). Все это травмирует психику ребенка. Одним из способов освобождения от такого нервного стресса и могут быть экологические рисунки-плакаты, в которых ребенок призывает к действенной помощи окружающей среде, а значит, и сам делает попытку не навредить своему «дому» и тем, кто живет и растет рядом с ним».
Рисунки детей не оставляют никого равнодушным. Можно назвать этот вид работы гимнастикой для ума, которая, помимо всего прочего, формирует личностные качества ребенка.
Природоохранные акции являются действительно эффективной формой работы по формированию у детей представлений о взаимосвязи человека с природой,
3. Организация природоохранных акций.
Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада может осуществляться с разной степенью участия детей и взрослых. Крупномасштабные работы выполняют только взрослые. Дошкольники могут стать участниками деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о событиях и делах, наблюдения, посредством своего практического участия.
Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения трудовых операций, хорошее их качество (например, делали все осторожно, аккуратно и т. д.), за самостоятельность, уверенность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце напоминает: надо понаблюдать за поведением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них. Когда все сделано, воспитатель может подвести итог: «Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы!»
В старшем дошкольном возрасте дети начинают испытывать потребность в самостоятельной деятельности, поэтому правильно организованный труд позволяет детям осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Для этого необходимо интересно организовывать процесс с помощью привлекательного оборудования, использования проблемного обучения, игровых и образовательных ситуаций. В нашем дошкольном учреждении мы стараемся, чтобы дети получали положительные эмоции в процессе трудовой деятельности, осознавали значимость результатов своего труда.
4. Разработать пример природоохранной акции в дошкольном образовательном учреждении (тема по выбору студента) для детей и родителей старшего дошкольного возраста.
Экологическая акция «Берегиня»
План проведения акции:
1. Занятия.
Средний возраст «Кому нужна вода?»
(Познакомить со свойствами воды и её чудесными превращениями; что на планете Земля воды много, но пригодной для питья мало; вода жизнь; вода нужна всему живому, но только чистая)
2. Рисование: «Портреты воды» (младший и средний возраст)
«Плакаты в защиту воды» (старший возраст)
3. Дидактические игры: «Найди, кто живёт в воде», «Вода не вода»
4. Чтение экологических сказок Н. Рыжовой «Жила-была река», «Как люди речку обидели»; Т. Николаевой «Приключение капельки»
5. Беседа об экономном, бережном отношении к воде.
6. С детьми старшего возраста организовать рейд «Берегиня» (Пройти по детскому саду и проверить, как пользуются водой сотрудники и дети.)
7. Целевые прогулки на пруд и реку.
8. Праздник: «Бесценная и всем необходимая вода»
Заключение.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.
Главной задачей экологического образования является вооружение ребенка определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Современное содержание термина «экология» предельно широко, оно выводится за рамки биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе.
Экологическое воспитание дошкольников означает формирование у них экологического сознания сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач экологического воспитания. Именно во время прогулок и экскурсий, через прикосновение к живому окружающему нас миру наши дети учатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять.
Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
В связи с этим приоритетными направлениями воспитания дошкольников являются:
Формирование у детей основ экологически грамотного, гуманного, нравственного поведения;
Организация природоохранной деятельности детей;
Воспитание у дошкольников потребности к здоровому образу жизни;
Повышение экологической культуры родителей.
Список литературы:
- Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей. Дошкольное воспитание, 2000.
- С.Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика-Синтез. 2004.
- Т.А. Серебрякова. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Издательский центр Академия, 2008.
- П.П. Федосеева. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. Волгоград: ИТД Корифей. 2008.
- Л.Н. Маневцова, П.Г. Саморукова. Мир природы и ребенок. Учебное пособие. - С-Пб.: Акцидент, 2006.
- Л.Н. Прохорова. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Аркти, 2003
- Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика - Синтез, 2006.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
4755. | Акционерное общество. Акции и их виды | 10.03 KB | |
Любой его участник вправе отчуждать свои акции без согласия остальных членов общества. ЗАО характеризуется тем что: акции распространяются только среди учредителей или заранее определенных лиц; общество не вправе открывать подписку на выпускаемые акции. Среди акций выпускаемых акционерным обществом наиболее... | |||
11841. | Понятие акционерного общества. Акции и их виды | 17.02 KB | |
Члены общества акционеры не отвечают по обязательствам компании и несут риск убытков связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Уставный капитал равен номинальной стоимости акций приобретенных акционерами. Увеличение уставного капитала возможно путем увеличения номинальной стоимости акций решение принимается общим собранием акционеров или путем размещения дополнительных акций решение принятое общим собранием акционеров или советом директоров наблюдательным советом если в соответствии с уставом... | |||
18884. | 9.63 MB | ||
Проблема зависимости наблюдается и в Республике Саха (Якутия). Это выражается в том, что больше половины молодого населения имеют основные зависимости перечисленные выше. Решению данной проблемы способствует привлечение разных форм и методов работы: создание клубов по интересам, проведение flash mob. Свой вклад в развитие этого направления общественного движения вносит и социальная реклама. |