Песочная игротерапия. Игровой материал "песочная игротерапия"
«Песочная игротерапия, как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Песочная игротерапия, как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг Учитель-логопед Якушева И.В.
«
* При переходе дошкольных образовательных учреждений на ФГОС остро встаёт вопрос, какими методами и средствами пользоваться учителю - логопеду для реализации поставленных стандартом коррекционных задач. Одним из новейших и перспективных методов в работе учителя - логопеда является использование песочной терапии в работе с дошкольниками.
* Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. * Работая с детьми в рамках песочной терапии, моей главной задачей является не обучить детей работать на песке и каким-то специальным приёмам, а больше связано с получением удовольствия от самого процесса и решения проблем с речью воспитанников.
В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно- ласкательные формы, классифицировать предметы, расширяется словарный запас, дифференцируются и автоматизируются звуки.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности: - игры с песком имеют определённое функциональное значение – мы строим, мы изучаем и закрепляем геометрическую форму, цвет, размер. - игры с песком имеют физиологическое значение для ребёнка, развивается мелкая моторика рук, ловкость, координация движений. - игры с песком развивают произвольное внимание, навыки произвольного поведения. В играх с песком существуют определенные правила, формируется умение работать в коллективе, по инструкции, предложенному плану. - данные игры влияют на психическое развитие ребёнка
Игры с песком разнообразны: - обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; - познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; - проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Мной были апробированы следующие методы и приёмы используемые в песочнице: -дискуссии (по лексическим темам: профессии, транспорт, мой поселок и т.д.); -беседы (по лексическим темам и пройденным произведениям); -игры – коммуникации «Маленькие волшебники-мы создаем мир»; -познавательные игры: «Мой город»; -рисование песком: «Узоры на песке», «Чей след»; -элементы сказкотерапии (по программным произведениям); -музыкальное сопровождение; -ролевые игры: «Мы едем в гости»; -элементы психогимнастики: «Здравствуй песок», «Песочный дождик»; -работа в паре: «Песочные строители»; -проблемные ситуации: «Построй ступеньки»- деление на слоги, «Секретные задания кротов»; -игры – путешествия: «Путешествие в пустыню»; -опыты с песком и водой.
Благодаря командной работе специалистов и воспитателей через игры с песком успешно решаются следующие коррекционно – развивающие и воспитательные задачи: - формирование у детей чувства прекрасного; - формирование положительной мотивации к самостоятельной деятельности, активизация познавательной деятельности; - развитие коммуникативных навыков, содействие умению разворачивать разные сюжеты, устанавливать и выполнять правила совместной деятельности, вести ролевой диалог, развитие умения действовать по инструкции взрослого сверстника; - коррекция эмоционально-волевых нарушений, воспитание доброты, бережного отношения ко всему живому; - создание условий для развития речи: активизации словаря, усложнение лексико-грамматических конструкций, совершенствование монологической и диалогической речи; - развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; - формирование сенсорных эталонов - цвета, формы, размеров, пропорций; - коррекция пространственных представлений; - развитие мелкой моторики и формирование оптимального тонуса в мышцах руки, обучение специальным движениям (технике игр и рисованию на песке); - развитие умения адаптироваться в меняющихся условиях, активизация исследовательского интереса.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение полноценно общаться.
На занятиях совместно с детьми осваиваем технику рисования руками. Это несколько другое рисование, нежели рисование кистью. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Говоря о результативности данной работы, я отметила качественные изменения в развитии связной речи, дети стали чётче проговаривать слова, в речи появились сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. У старших дошкольников расширился репертуар ролевого поведения и коммуникативных функций речи (могут совместно планировать предстоящую игру, распределять игровые действия, дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить своё решение). Я убеждена в том, что с помощью игры обучение детей идёт более эффективно, а воспитание естественно.
Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.
Релаксация: теория и практика
Теория
Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.
Большая семья: живем дружно
Большая семья - настоящее маленькое государство. Под одной крышей ежедневно встречаются несколько поколений. Это место, где можно найти понимание и сочувствие. Но сохранить мир непросто.
Главные плюсы большой семьи: у ее членов формируется уверенность в себе, способность преодолевать трудности, эмоциональная стойкость. Такая семья питает положительной энергией, но взамен требует внимания и неукоснительного выполнения общих правил. Получается, родственные связи - это бесконечные взаимные обязательства, в море которых легко можно потерять часть своего «я», а также хороший кусок личного пространства. Может возникнуть ситуация, когда все в семье действуют вразнобой, отсюда возникают ссоры и конфликты. Чтобы исправить положение, можно собрать семейный совет и обсудить правила взаимодействия со всеми членами семьи. После откровенного разговора чаще всего исчезают поводы для ссор, спадает напряжение в отношениях.
Как наивны были древние греки, в частности философ Теофраст, который в своем трактате «Характеристики» сказал: «Бестактность -это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Бестактный человек не имеет злого умысла, но действует невпопад и не вовремя».
Конечно, можно допустить мысль, что соседка тетя Рая, которая, поздравляя вас с днем рождения, не преминет упомянуть, что годы идут, а работа не волк, на самом деле бесхитростно желает вам скорее выйти замуж и забыть о карьере. Можно также оправдать малолетнего племянника, прямодушно сравнивающего ваши глаза под очками с фарами новенького фольксвагена - его бестактность зиждется на отсутствии жизненного опыта. Но в современном мире куда больше людей, которые специально бросают провокационную фразу, чтобы насладиться вашей острой реакцией - смущением, раздражением или агрессией. Например, «подруга», которая при мужчине, явно к вам неравнодушном, интересуется, как прошел ваш визит к проктологу. Или сотрудница, стремясь подставить вас перед начальством, задает «невинный» вопрос о том, удалось ли вам скачать очередную серию модного сериала - в разгар рабочего дня. Это не кто иные, как тролли. И если поведение тети Раи можно оправдать недостатком воспитания и простодушием, то у троллей, как правило, совсем другая мотивация.
ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С детьми
Основные принципы организации игр на песке
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.
«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.
Что нужно для игры в песок
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор Возьмем в игру. Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу.
Так что же понадобится, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр?
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают
с учетом величины группы - количества детей, принимаю-
щих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в ма-
лой группе (3-4 человека) или же индивидуально, то реко-
мендуемый размер - 50x70x8 сантиметров. Такой размер
ящика соответствует оптимальному полю зрительного вос-
приятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.
Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» - для удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно деревянным, однако возможно использование и других материалов.
Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже про-
каливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слиш-
ком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется
меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.
Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров). Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти:
- куклы-человечки;
- здания: дома, школы, церкви, замки;
- животные: домашние, дикие, доисторические и пр. ;
- машины: сухопутные, водные, космические, фантастические;
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;
- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;
- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр. ;
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. ;
- сказочные герои: злые и добрые;
- живая зелень и пр. ;
- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др. ;
- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.) -
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов и пр.) . Если для занятий каких-либо фигурок-образов не хватит, то их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.
Обучающие игры
Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и т. д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.
«Отпечатки наших рук». На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? »
Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе? » Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте:
поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.) ;
выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.) ;
«пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после - двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом - средними, затем - безымянными, большими, и наконец - мизинчиками) ;
«поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они)
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
«Что же спрятано в песке? ». Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.
Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
Многим известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, «сапера», - откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.
В нашей игре взрослый вместо руки в качестве такой мины закапывает любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры «Чудесный мешочек») и т. п.
«Откопай разгадку».
Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее. Или же «пишет» ответ, вылепляя песочные буквы.
Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись. Ты, используя разгадку, За задание берись.
Кто колдует, заклинает, В ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка Ежка)
Индивидуальные игры на песке
Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, которые привлекают его внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Каждый ребенок должен выбирать фигурки в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве - значит, сейчас ему важно «проработать» имеющееся внутри напряжение. Взрослый в таинстве выбора не участвует, однако внимательно следит за тем, что и как выбирает ребенок. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается «сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И наконец пришел в пустыню. И задумал ты, Волшебник, превратить пустыню в сказочную страну и населить ее разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь».
Конечно, это не единственный вариант «введения» в мир песочных игр. В зависимости от наших целей и возраста ребенка (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок, инструкции будут звучать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай из песка твою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать и дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает».
Маленькому ребенку имеет смысл сначала продемонстрировать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет - воду, выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного творчества необходимо опять все разровнять.
Как только ребенок начнет строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, нам же видно все.
Некоторые дети начинают построение песочной картины с создания ландшафта: прокладывают реки, создают озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют свой мир разными существами. У других создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость.
Когда ребенок заканчивает создание своей сказочной страны, мы при помощи наводящих вопросов просим его рассказать о ней:
что это за сказочная страна;
какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке) ;
в каких взаимоотношениях они находятся между собой;
всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если же нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить;
какие события будут происходить в этой стране, что герои будут делать дальше?
Последние два вопроса побуждают ребенка вносить изменения в картину, фантазировать, таким образом проецируя свои осознанные и неосознанные желания на будущее песочной страны. Задача взрослого в этой ситуации - побуждать ребенка не только размышлять, но и реально что-то создавать или менять - ведь фигурки можно легко переставлять, внося новые и убирая то, что больше не нужно.
Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает и им хочется оставить все «как есть». Это может быть связано с переносом на песочный лист состояния внутренней стабильности. В этом случае ребенок желает «остановить мгновенье», полностью прожить свое состояние. То есть можно сказать, что данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для ребенка такая песочная «диспозиция» выражает состояние динамического равновесия.
Если ребенок говорит, что в песочной стране есть существо (или существа, испытывающие дискомфорт, мы спрашиваем: «А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше? » Здесь важно, чтобы ребенок не только фантазировал, но и отыгрывал свои фантазии на песке. После каждого нового изменения в картине мы можем спрашивать: «А что будет дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется? » и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока обиженный поначалу персонаж не попадет в более благоприятную ситуацию или же пока ребенок не скажет: «Теперь всем хорошо». Это показатель того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне.
Если ребенок говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», мы можем предложить ему помощь: «Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим - может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся - сразу их не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны».
Если и после этого ребенок не может найти себе помощника, - это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное решение ее еще «не созрело». В данном случае можно предложить ребенку попытаться хотя бы защитить страдающее существо. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой сам может себя защитить». Таким образом мы усиливаем психологическую устойчивость ребенка, «включаем» бессознательные защитные механизмы. Быть может, на третью-пятую игру ребенок уже сможет найти помощников уязвленному герою.
Не забудьте только, что по окончании игры ребенок САМ разбирает песочную картину. Таким образом закрепляется приобретенный им на символически-бессознательном уровне опыт.
Групповые игры на песке
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Группа может состоять из 2, 4 и более детей. Если вы имеете дело со «сложными» детьми (агрессивные, гиперактивные, лучше не собирать группу более 3 человек - вы сами будете четвертым.
Детям дается следующая инструкция: «Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, для того чтобы найти землю, где еще никто не жил, - пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы хотели бы поселить в новой стране. А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома - все, что понадобится вам для создания сказочной страны».
Образ Волшебника в данной инструкции является «нормирующим»: его «кодекс чести» не позволяет детям ссориться, бросаться песком или разрушать то, что создает Волшебник рядом, активизирует потенциальные творческие части личности и др.
Когда дети выберут фигурки, можно предложить им создавать сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. «Каждый Волшебник создавал свой кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят Волшебники рядом». Или: «Все Волшебники по очереди подходили к пустыне и строили то, что считали нужным, и каждый следующий Волшебник пристраивал к новому миру что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока все Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга».
Для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то из них проявит себя лидером, кто-то - ведомым. Один будет играть обособленно, другой «распространится» на всю территорию песочницы. Вы заметите, что в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом формируется эмпатия - способность понимать ближнего и сопереживать ему.
Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева
Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Песочная игротерапия
ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ . РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Основные принципы организации игр на песке
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.
«Оживление» абстрактных символов : букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реальное «проживание» , проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.
Что нужно для игры в песок
Что нужно для игры в песок ? А нужно, в сущности, так мало : Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор Возьмем в игру. Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу.
Так что же понадобится, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр ?
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают
с учетом величины группы - количества детей, принимаю-
щих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в ма-
лой группе (3-4 человека) или же индивидуально, то реко-
мендуемый размер - 50x70x8 сантиметров. Такой размер
ящика соответствует оптимальному полю зрительного вос-
приятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.
Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» - для удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно деревянным, однако возможно использование и других материалов.
Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже про-
каливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слиш-
ком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется
меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше , если он будет влажным.
Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта» .
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров) . Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти :
Куклы-человечки;
- здания : дома, школы, церкви, замки;
- животные : домашние, дикие, доисторические и пр. ;
- машины : сухопутные, водные, космические, фантастические;
- растения : деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;
- постройки : мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;
- естественные предметы : ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр. ;
- символические предметы : источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. ;
- сказочные герои : злые и добрые;
Живая зелень и пр. ;
Домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др. ;
Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.) -
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции» . Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза» , деталями конструкторов и пр.). Если для занятий каких-либо фигурок-образов не хватит, то их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.
Обучающие игры
Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу : горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и т. д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.
«Отпечатки наших рук» . На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук : внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок , и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях : «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»
Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами : «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте :
Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.) ;
Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.) ;
«пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после - двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом - средними, затем - безымянными, большими, и наконец - мизинчиками);
«поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
Сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать : чьи они)
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа) . Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
«Что же спрятано в песке?» . Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.
Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
Многим известна пляжная игра «Мина» . Рука одного играющего превращается в «мину» : она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, «сапера» ,- откопать «мину» , не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину» , помогать себе тонкими палочками.
В нашей игре взрослый вместо руки в качестве такой мины закапывает любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно) . В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры «Чудесный мешочек» ) и т. п.
«Откопай разгадку» .
Разгадка закопана в песок . Ребенок проверяет себя, откапывая ее. Или же «пишет» ответ, вылепляя песочные буквы .
Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись. Ты, используя разгадку, За задание берись.
Кто колдует, заклинает, В ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка Ежка)
Индивидуальные игры на песке
Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, которые привлекают его внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Каждый ребенок должен выбирать фигурки в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве - значит, сейчас ему важно «проработать» имеющееся внутри напряжение. Взрослый в таинстве выбора не участвует, однако внимательно следит за тем, что и как выбирает ребенок. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается «сказочная» инструкция : «Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница) . Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И наконец пришел в пустыню. И задумал ты, Волшебник, превратить пустыню в сказочную страну и населить ее разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь».
Конечно, это не единственный вариант «введения» в мир песочных игр . В зависимости от наших целей и возраста ребенка (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок , инструкции будут звучать по-разному : «Создай то, что хочешь» , «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна» , «Создай из песка твою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать и дополнение к инструкции : «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает».
Маленькому ребенку имеет смысл сначала продемонстрировать возможности песочницы : раскопать дно, показать синий цвет - воду, выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного творчества необходимо опять все разровнять.
Как только ребенок начнет строить песочную картину , нам важно занять такое место, где нас не видно, нам же видно все.
Некоторые дети начинают построение песочной картины с создания ландшафта : прокладывают реки, создают озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют свой мир разными существами. У других создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист . Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость .
Когда ребенок заканчивает создание своей сказочной страны, мы при помощи наводящих вопросов просим его рассказать о ней :
Что это за сказочная страна;
Какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке) ;
В каких взаимоотношениях они находятся между собой;
Всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если же нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить;
Какие события будут происходить в этой стране, что герои будут делать дальше?
Последние два вопроса побуждают ребенка вносить изменения в картину, фантазировать, таким образом проецируя свои осознанные и неосознанные желания на будущее песочной страны . Задача взрослого в этой ситуации - побуждать ребенка не только размышлять, но и реально что-то создавать или менять - ведь фигурки можно легко переставлять, внося новые и убирая то, что больше не нужно.
Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает и им хочется оставить все «как есть» . Это может быть связано с переносом на песочный лист состояния внутренней стабильности. В этом случае ребенок желает «остановить мгновенье» , полностью прожить свое состояние. То есть можно сказать, что данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для ребенка такая песочная «диспозиция» выражает состояние динамического равновесия.
Если ребенок говорит, что в песочной стране есть существо (или существа, испытывающие дискомфорт, мы спрашиваем : «А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы ребенок не только фантазировал, но и отыгрывал свои фантазии на песке. После каждого нового изменения в картине мы можем спрашивать : «А что будет дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?» и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока обиженный поначалу персонаж не попадет в более благоприятную ситуацию или же пока ребенок не скажет : «Теперь всем хорошо» . Это показатель того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне.
Если ребенок говорит : «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя» , мы можем предложить ему помощь : «Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим - может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся - сразу их не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны».
Если и после этого ребенок не может найти себе помощника, - это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное решение ее еще «не созрело» . В данном случае можно предложить ребенку попытаться хотя бы защитить страдающее существо. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой сам может себя защитить». Таким образом мы усиливаем психологическую устойчивость ребенка, «включаем» бессознательные защитные механизмы. Быть может, на третью-пятую игру ребенок уже сможет найти помощников уязвленному герою.
Не забудьте только, что по окончании игры ребенок САМ разбирает песочную картину . Таким образом закрепляется приобретенный им на символически-бессознательном уровне опыт.
Групповые игры на песке
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Группа может состоять из 2, 4 и более детей. Если вы имеете дело со «сложными» детьми (агрессивные, гиперактивные, лучше не собирать группу более 3 человек - вы сами будете четвертым.
Детям дается следующая инструкция : «Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, для того чтобы найти землю, где еще никто не жил,- пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы хотели бы поселить в новой стране. А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома - все, что понадобится вам для создания сказочной страны».
Образ Волшебника в данной инструкции является «нормирующим» : его «кодекс чести» не позволяет детям ссориться, бросаться песком или разрушать то, что создает Волшебник рядом, активизирует потенциальные творческие части личности и др.
Когда дети выберут фигурки, можно предложить им создавать сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. «Каждый Волшебник создавал свой кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят Волшебники рядом». Или : «Все Волшебники по очереди подходили к пустыне и строили то, что считали нужным, и каждый следующий Волшебник пристраивал к новому миру что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока все Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга».
Для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то из них проявит себя лидером, кто-то - ведомым. Один будет играть обособленно, другой «распространится» на всю территорию песочницы . Вы заметите, что в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия . Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом формируется эмпатия - способность понимать ближнего и сопереживать ему.
Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева
КОРРЕКЦИОННЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ И АДАПТИРУЮЩИЕ ИГРЫ
Петрозаводск 2006
Глава 1: Песочная игротерапия……………………………………………………….с. 4 - 7
Глава 2: Игры с песком в коррекции детей с проблемами в развитии…………….с. 8 - 11
Заключение…………………………………………………………………………….с. 14
Список литературы……………………………………………………………………с. 15
Приложение……………………………………………………………………………с. 16 - 21
Введение
Когда песчинки взлетают в небо,
Они превращаются в звезды.
Но когда звезды падают вниз,
Их уже не отличишь от простого песка.
Звезды – это песчинки, которые над головой,
А песчинки - это звезды, которые под ногами.
Феликс Кривин
Благодаря Карлу Густаву Юнгу и Доре Калфф создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в данный момент.
Однако не забывают и мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающих и образовательной работы.
В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятию. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психологическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Глава 1: Песочная игротерапия
Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви и уверенности ребенку. Особая роль отводиться играм с песком, или «песочная терапия» (концепция такой терапии использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и др. учеными).
Идея «терапии песком» (или «sand-play») была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961), описывающим ситуацию собственного душевного кризиса в подростковом возрасте, когда на берегу реки в течение нескольких часов он лепил из песка города и замки и в результате обнаружил, как прояснилось его мышление, освободилась фантазия, и он почувствовал в себе новые силы, энергию жизни и силы разрешить свои проблемы. Однако воплотить эту идею в свою психоаналитическую практику Юнгу не удалось. (1;)
На сегодняшний день данную проблему изучают и отечественные педагоги, и психологи, а именно В. Абраменкова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Г. Любина, О. Желонкин, В. Костина, И.Ю. Оглоблина, Н. Стебенева.
Педагоги считают, что «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию. (6;)
Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода.
Песочница – посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих впечатлениях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.
Главная особенность «песочницы» в том, что она позволяет ребенку или детской группе реально создавать, творить картину мира в «живом» трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микросоциума, ощущая себя его творцом.
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. (5;) Песок поглощает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Песок снимает стресс, снижает уровень нерво-психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоций. (8;)
Основные принципы организации игр с песком:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность (для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход)
«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. (реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем)
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. (на основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений) (3,7;)
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка)
Познавательные (с их помощью познается многогранность мира)
Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие детей) (5;)
Как проводится «терапия» песком?
Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в песок, перетирать его между пальцами, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «мне нравится погружать руки в этот песок; «Я чувствую тепло песка; «Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно», «Песок теплый, приятный, ласкает пальчики». В последующем детям можно предложить ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладонь). (6;)
Пальчики «гуляют по песку», «танцуют» на песке, «играют как на пианино», «работают на компьютере», прыгают, выполняют зигзагообразные движения и т.д. Эти упражнения наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики учат детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Погрузив кисти рук в песок, ребенку нужно ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Игра усложняется, если это упражнение проделать во влажном песке. Коррекционное воздействие песка можно рассматривать как элемент арттерапии. (7;)
Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравиться им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия и величину (большой, маленький, средний). Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, «продавать», перевозить, лепить из него «угощения» ит.д. (6;)
Целесообразно использовать объекты неживой природы, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Игры с песком, с водой, со снегом – это одна из форм естественной деятельности ребенка в природной среде. Такой подход позволяет детям в процессе игры определять цвет, форму, размер, упругость, запах, вес объектов. Информация усваивается на основе межанализаторных связей, что делает опыт ребенка более полным, достоверным, прочным. Кроме того, объекты неживой природы доступны, игры с ними не требуют сложных приспособлений или специально созданных условий. Детям можно предложить такую игру: взрослый закапывает предмет, а дети в процессе раскопок по открывающей части предмета пытаются догадаться, что же там спрятано. Можно закопать несколько предметов и попросить на ощупь узнавать их (вариант игры «Чудесный мешочек»). (7;)
А также с удовольствием дошкольники играют не только в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), но и в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.
«Песочная терапия» - это и возможность обучения предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природного материала (кусочков дерева, веток, шишек, камушков) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентировка, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.
На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.
Таким образом, «песочная терапия» позволяет :
Стабилизировать психоэмоциональное состояние
Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность
Развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую)
Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
Разнообразить способы сотрудничества (6;)
Игры и упражнения с объектами неживой природы успешно используются в работе с детьми с умственной отсталостью, ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Их можно также предложить детям, имеющие сенсорные нарушения. Выбирая материал, важно учитывать не биологический возраст ребенка, а социальный, отражающий уровень его речевого, моторного и психического развития.
В процессе проведения игр и опытов важно придерживаться следующих правил:
Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей
Использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей
Дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка
Использовать различные виды помощи детям: побуждение, стимулирование деятельности, подсказку, наводящий вопрос, указания на ошибку, совместную деятельность по типу «руки в руки», указательный жест, указательные пути решения, демонстрацию способа решения
Не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения
Создавать игровые обучающие ситуации, а также проблемные ситуации
Связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице(7;
)
Методика рассчитана на детей различного возраста: от дошкольного до подросткового, в ней могут участвовать и взрослые. При этом возможна и групповая работа, при которой группа сверстников оказалась в ситуации совместного творческого моделирования на песке: это выработка общего плана, групповое обсуждение композиции. Важнейшее преимущество песочных картин в том, что они могут быть сфотографированы, тем самым можно проследить динамику образов, процесса совместной деятельности, особенностей взаимоотношений.
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и прочие проявления эмоционального неблагополучия, особенно нуждаются в подобных играх. Сначала это может происходить индивидуально и на свободную тему, затем можно предполагать различные сюжеты. Тематика песочных картин может быть следующей: конструирование (индивидуальное, вдвоем, втроем, вчетвером) на свободную или заданную тему («Сотворение мира», «Добро и зло», «Наше будущее»).
Как показали исследования и опыт В. Абраменковой и ряда других исследователей, песочная игра обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и других проблем. Серия песочных композиций, созданных ребенком, оказывается психодиагностическим средством, позволяющим обнаружить тенденции развития отношений в детский группах, трансформацию образов и поиск механизмов перестройки сознания и поведения ребенка. Было обнаружено следующее: негативные эмоции, внутренние конфликты и страхи находили свое выражение в песочных картинках либо в прямом (изображении смерти, убийств), либо в символическом виде (выбор фигурок - монстров) и других символов страха, чрезмерное использование загородок). На начальном этапе почти для каждой детской группы были характерны яркие конфликты, нередко заканчивающиеся слезами (для девочек) или драками (для мальчиков). Спустя некоторое время в процессе совместного создания песочных картин негативные тенденции ослабевали, а затем и исчезали, как бы «уходили в песок», отношения становились более ровными, гуманными. Сами песочные картины меняли свою семантику, гармонизировались и упорядочивались. (1;)
С помощью игр с песком у детей могут успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету. (8; )