Дидактическое пособие «Звуковая дорожка. Логопедическое пособие «Речевые дорожки Логопедический коврик, разделенный на квадраты, для работы над семантикой, звукопроизношением, развитием предметной деятельности
“Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения”
К.Д. Ушинский
Аннотация : ФГОС ДО в качестве приоритетной задачи определил развитие всех компонентов устной речи детей, в том числе – практическое овладение воспитанниками нормами речи. За последние годы возросло количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что требуют от учителя-логопеда поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.
В последнее время, родители, стали жаловаться на то, что дети все неохотнее занимаются дома. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело. Я решила предложить выход из данной проблемы. Опираясь на принцип взаимодействия родителей, как законных представителей ребёнка в ДОУ. Сделала родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, привлекла их внимание к коррекционным проблемам.
Многофункциональное дидактическое пособие «Звуковая дорожка» является авторской разработкой, было изготовлено на мастер-классе совместно с родителями.
Предлагаемый материал может быть использован как в логопедических, так и в обычных группах детского сада для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Родителями при выполнении домашнего задания. Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми 5-7 лет. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.
Цель:
- Закреплять правильное произношение поставленных звуков, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Задачи:
- – Автоматизировать звуки в слогах, словах, фразовой речи;
- – Закреплять правильное произношение поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях;
- – Развивать звуковой анализ слов;
- – Формировать у ребенка навыки самоконтроля за речью;
- – Развитие мелкой моторики;
- – Стимулировать развитие психических и познавательных процессов;
- – Поддерживать эмоционально положительный комфорт.
Материал: Пособие изготовлено из салфеток для вытирания пыли по шаблонам в виде гусеницы и ракеты. С нашитыми на них пуговицами, украшено бросовым материалом. С картинками на разные звуки, картинками на ленточках, прищепки.
Использование данных игр : Подходит, как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения, и общего недоразвития речи у детей в ДОУ.
Игровая задача:
На «Звуковых дорожках» каждый звук мы сможем отточить,
В слогах, в словах и в тексте закрепить.
Речь станет правильней, красивей и богаче.
Помогут нам «Дорожки» только так! Никак иначе!
Методика проведения игр с использованием многофункционального дидактического пособия «Звуковая дорожка»
Варианты игр:
1. «Ритмическое
путешествие
»
Цель: формирование ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности.
Описание работы: Логопед предлагает ребенку, «пошагать» пальчиками по пуговичкам. При этом произносить, или пропевать разные песенки: жа–жа–жа
, са–са–са
… (используя картинки-символы)
2. “Скажи правильно
”
Цель: автоматизация поставленных звуков. Ребенок четко и правильно произносит по-ставленный звук и кладет на пуговицу каштан (шарики Марблс, фишки и т.д.)
3. “Раздели слова на слоги
” Цель: определить количества слогов в слове.
Ребенок определяет сколько слогов в слове и прикрепляет прищепкой к ракете, гусенице рядом с каждой пуговицей.
4. «Чья песенка
?»
Цель: Учимся дифференцировать поставленные звуки по схеме. Два слова со звуком – З
-, два слова со звуком – Ж
-. Или чередуя – зуб, жук, забор, жаба и т.д. Дети прошагивают пальцами, или проговаривают слова – согласно схемы.
5. А) «Гусеница ползет звук «Ч» на себе везет
»
Б) «Ракета в космос улетает картинки со звуком «С» забирает»
Цель: Найти картинки на заданный звук.
Ребенку предлагаются картинки на ленточках. Дети выбирают и надевают на пуговицу. Проверяют, четко проговаривая слова.
6. «Шагаю – слово называю
»
Цель: Четко произносить звук «Р» в предложениях. Предложите ребенку повторить пред-ложение, шагая по пуговицам на каждое слово: Юра уронил ручку, Рая сорвала розу (ос-талась пуговица, задайте вопрос – какую? – красную слово со звуком – Р –) и т.д.
7. «Ловко пальцами шагаю, чистоговорку повторяю
» Цель: Автоматизация и дифференциация закрепляемых звуков.
Ребенок, прошагивая пальцами по пуговицам или накладывая на них фишки механически не задумываясь произносит скороговорку, чистоговорку и др.
Доказано: Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев, поэтому игры с данным дидактическим пособием «Звуковая дорожка», с по-мощью развития мелкой моторики, позволяют автоматизировать звук и повышают уровень развития речи.
Ирина Семёнчева
В январе в нашем дошкольном отделении проходил конкурс на лучшую разработку дидактической игры или пособия по развитию звуковой культуры речи дошкольников в рамках реализации годовой задачи. Я приняла в нем участие со своим пособием . Его идею я нашла в интернете, но немного видоизменила.
Известно, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики, а связь пальцевой моторики и речевой функции уже научно подтверждена, поэтому я решила обычные логопедические звуковые дорожки превратить в тактильно-звуковые дорожки .
Мое пособие - это картинки с дорожками из различного сенсорного материала. Сами картинки были предварительно заламинированы для прочности и долговечности, а в качестве сенсорного материала я выбрала то, что было под рукой – это горох и различная швейная фурнитура.
Большая часть картинного материала взята из пособий Комаровой Л . А «Автоматизация звуков в игровых упражнениях» и Гальской Н. В. «Автоматизация звуков в игре. Звоночек» .
Мое пособие предназначено , в большей степени, для индивидуальной работы или работы с парой детей над трудными звуками.
Задачи :
Совершенствовать мелкую моторику и координацию движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий под контролем зрительных анализаторов
Формировать тактильные ощущения пальцев рук
Упражнять в четком, многократном произнесении «трудных» звуков
Закреплять поставленные логопедом звуки
Формировать представления о способах слияния согласных и гласных звуков в слогах (открытых и закрытых)
Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звуков в слогах
Развивать сосредоточенность, усидчивость и концентрацию внимания
Основой для эффективной организации любой дидактической игры является мотивация ребенка. Мотивация способствует активизации ребенка в образовательной деятельности.
При работе с данным пособием акцент как раз и делается на игровую мотивацию по типу «Помоги игрушке / герою» , когда ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы различных игрушек / героев.
1-й вариант игры «Звук заблудился»
По инструкции ребенок, чтобы помочь какому-либо герою, должен провести пальчиком по дорожке , тем самым пролететь вместе с комариком, пробежать вместе с мальчиком, проехать на автомобиле и т. д., проговаривая, протягивая при этом необходимый «трудный» звук.
Разнообразить дидактическую работу можно , добавляя условия :
Пройди по дорожке указательным пальчиком сначала правой руки, потом левой руки
Проследи глазами дорожку
Проведи пальчиком по дорожке , закрыв глаза
Шагай по дорожке , чередуя указательный и средний палец (указательный и безымянный палец; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец и т. д.) то правой, то левой руки
Произноси звук длинно или коротко
2-й вариант игры «Звук поет»
Для автоматизации звуков в слогах в начало или конец дорожки необходимо добавить карточку с буквами, обозначающими гласные звуки.
Эти упражнения способствуют установлению у детей звукодвигательных и речедвигательных ассоциаций, так как ребенок проживает понятие «звук» на тактильном чувстве через мелкую моторику рук.
Публикации по теме:
Предлагаемый практический материал –«звуковые дорожки» - предназначен для закрепления поставленных звуков у детей с дислалией или дизартрией.
Всем известный педагог Мария Монтессори считала самостоятельность и активность ребенка - это ключ к его развитию, она разработала множество.
Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.
Мастер-класс «Лабиринт для пальчика» или «Запутанные дорожки»Лабиринт для детей дошкольного возраста – это игра, которая представляет собой.
Цель: Развивать временные представления у дошкольников: элементарные представления о неделе, о значении понятий прошедшего, будущего и настоящего.
вера переведенцева
Предлагаемый практический материал –«звуковые дорожки » - предназначен для закрепления поставленных звуков у детей с дислалией или дизартрией (4-5 лет, для стимуляции речи у безречевых детей (с алалией) . Звуковые дорожки ориентированы на активное подключение просодических компонентов речи : изменение ритма, темпа и силы голоса. В отдельных случаях можно подключить работу над интонацией при закреплении изолированных гласных звуков или согласных звуков в слогах . Все задания должны включать игровые моменты. Выделяются две задачи :
Отработка заданного звука ;
Формирование фразовой речи без учета нормативного произношения, отрабатываемого в звуковых дорожках , звука .
«Звуковые дорожки » - это линии разных вариаций (от прямых до волнистых или ломаных, от непрерывных до прерывистых, отображающие продолжительность произнесения звуков . Основополагающими линиями являются : ___(длительное произнесение без остановок и пауз, ___ ___(с вынужденными остановками между отрезками траектории – продолжительность произнесения соответствует отрезку дорожки , _ _ _ (с более частыми вынужденными остановками между отрезками траектории – продолжительность произнесения соответствует отрезку дорожки , О О – с кратким произнесением звуков . Использование разной толщины и длины линий траекторий позволит разнообразить игровой процесс. Проводя по дорожкам пальцев , ребёнок или взрослый произносит отрабатываемый звук по всей траектории дорожки следующим образом :
При закреплении гласных – немодулированно, монотонно (прямые непрерывные и прерывистые траектории) или модулированно и интонированно – с чередованием силы голоса, тихо или громко (волнистые, зигзаговые, спиралевидные и др.: траектория вверх – интонация, траектория вниз – интонации);
При закреплении согласных – изменяя силу голоса и длительность произнесения звука .
После ребенок или взрослый пальцем одной или двух рук проводит по траектории с одновременным произнесением закрепляемого звука , причем, не бессмысленно проговаривая отрабатываемый звук , а включаясь в игровой процесс, заданный первоначально специалистом, который ориентируется на картинки дорожки . Проходя, проплывая, пропрыгивая с соответствующим отрабатываемым звуком по «дорожкам » разной траектории, дети не только тренируются правильную артикуляционную позу изолированно, но и
Развивают логическое и ассоциативное мышление (нахождение логической связи, ассоциаций между картинками, выкладывая их в пары);
Способствуют концентрации внимания;
Развивают или совершенствуют глазо-двигательную функцию (прослеживание) ;
Развивают мелкую моторику (моторику пальцев рук) ;
Совершенствуют координацию, точность и дифференцированность движений пальцев рук (в процессе проведения пальцем по дорожкам разной сложности );
Развивают или совершенствуют графо-моторные навыки;
Развивают способность к переключению ;
Способствуют стимуляции межполушарных взаимодействий;
Позволяют заниматься ребёнку самостоятельно, т. е. развивают самостоятельность;
А также :
Закрепляют поставленный изолированный звук ;
Совершенствуют дикцию ребёнка;
Совершенствуют грамматический строй речи;
Развивают фразовую и связную речь;
Обогащают активный и пассивный лексикон;
Позволяют с увлечением разучивать буквы и обучать чтению по слогам;
Совершенствуют произвольность дыхательного акта, формируют продолжительный речевой выдох;
Помогают в решении задач по дифференциации звуков ;
То есть решают и коррекционно-развивающие задачи логопедической направленности.
Публикации по теме:
ЗВУКОВЫЕ ЧАСИКИ» Цель: - Развитие умения определять первый звук в слове. - Развитие умения определять место звука в слове. - Развитие.
«Звуковые часы» В данном пособии задания педагога рассчитаны на то, чтобы дети производили со словами различные действия – вслушивание в.
Фонематический слух - основной компонент восприятия речи. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы.
Дидактическое игровое пособие для детей младшего дошкольного возраста "Разноцветные дорожки" Автор работы: воспитатель Тырина Ольга Николаевна.
С целью познавательного развития детей было изготовлено дидактическое пособие «Цветные дорожки». В комплект дидактического пособия входят:.
Мария Василика
Формирование правильного звукопроизношения (автоматизация звуков изолированно и слогах).
Формирование навыка составления простых предложений по вопросам;
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;
Развитие тактильно - кинестетической чувствительности, памяти;
Развитие ручной моторики;
Развитие зрительного восприятия;
Развитие навыков пространственной ориентировки на плоскости;
Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение;
Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по.
Укрепление здоровья детей.
ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ПОСОБИЕМ.
Игра «Чайник закипел».
Ребёнку предлагается посвистеть как чайник и одновременно провести пальчиком по дорожке.
Игра «Дорога в гараж».
Ребёнку предлагается завести мотор у трактора и заехать в гараж, одновременно провести пальчиком по дорожке.
Игра «Полёт Карлсона».
Ребёнку предлагается полетать вместе с Карлсоном и пожужжать как его моторчик, одновременно провести пальчиком по дорожке. После полёта ребёнок называет вокруг чего летал Карлсон.
Игра «Кораблик».
Ребёнку предлагается заплыть на катере в порт, произнося звук Л, одновременно провести пальчиком по дорожке.
Игра «Пошипи».
Ребёнку предлагается пошипеть и одновременно провести пальчиком по дорожке.
Игра «Порычи».
Ребёнку предлагается порычать и одновременно провести пальчиком по дорожке.
Игра «Кто, где сидит?».
Ребёнку предлагается провести пальчиком по дорожке и сказать на чём сидит насекомое.
Публикации по теме:
Дидактическая игра – пособие "Разноцветные дорожки" Пособие рекомендовано воспитателям, педагогам дошкольных учреждений для работы с детьми.
Для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в своей работе я использую игры для формирования слоговой структуры слов, навыка выделения.
Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов,.
Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.
1. Фото развивающего пособия сделанного своими руками. Игровое пособие включает в себя: Набор фишек разного цвета: зеленого, красного,.
IMG]/upload/blogs/detsad-386189-1446512855.jpg Оздоровительные дорожки для детей. Из пуговиц разных размеров, и разных цветов. На.