Диагностика эстетической воспитанности. Определение исходного уровня эстетического воспитания у младших школьников с задержкой психического развития
Эстетика как наука рассматривает сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности.
Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие – исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. От его полноты и яркости зависят сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.
Целенаправленное формирование эстетических восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а так же музыкального слуха, мыслить художественными образами. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства. Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства порождают эстетические переживания, которые способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.
Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает художественно-эстетический вкус , способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиции художественно-эстетического идеала. На этой основе развивается способность эстетического суждения – доказательной, аргументированной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также с активной творческой деятельностью.
Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты. Любовь к родине не возможна без понимания и чувствования её красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без чувства прекрасного.
Искусство как форма общественного эстетического сознания является ярким источником познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи. Важнейшая функция искусства – осуществление художественно-эстетического просвещения подрастающих и взрослых поколений, обогащение опыта жизненных отношений детей, средство их самовыражения и самоутверждения, способствует разностороннему развитию детей, снимает у них напряжение от учёбы, труда, спорта.
Сущность, цель и задачи эстетического воспитания. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты. Оно осуществляется посредством художественного воспитания – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.
Цель эстетического воспитания – формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видать, чувствовать, понимать и творить красоту.
Принципы системы эстетического воспитания: 1. всеобщность эстетического воспитания и художественного образования (в повседневной жизни дети сталкиваются с красотой и безобразным, с трагическим и комическим); 2. комплексный подход ко всему делу воспитания (тесные межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством и т.д.);3 . единство художественного и общего психического развития детей (художественно-эстетическая деятельность развивает память, мышление, воображение, речь детей и т.д.);4. художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей (это становится содержанием духовной жизни детей, средством их самовыражения);5. эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость (для детей важны эстетичный вид помещения, внешний вид партнёра по общению и т.д.);6. учёт возрастных психолого-педагогических особенностей детей.
Учебные и внеучебные формы и средства эстетического воспитания . Система художественно-эстетического воспитания реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время.
Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и практики. Они расширяют кругозор школьников, обогащают эрудицию, способствуют развитию мыслительных процессов, предоставляют возможность эстетического наслаждения, нравственного воспитания, духовно обогащают ребёнка.
Для того, чтобы учащиеся могли более полнее удовлетворить свои индивидуальные запросы, интересы и потребности, расширить и углубить своё художественное образование, в школе предусмотрены факультативные занятия, кружки, студии.
Во внеурочное время, на основе добровольного выбора детьми занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности, регулирование восприятия средств массовой информации, организация свободного времени.
Художественная самодеятельность является средством самовыражения и самоутверждения детей, средством развития эмоциональной сферы ребёнка, доставляет наслаждение.
Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание, являются дома и дворцы школьников, музыкальные и художественные школы. Они осуществляют духовное обогащение школьников, формируют у них культурные потребности, развивают творческую активность.
Органами народного образования организуются недели детской книги, театра, кино, музыки, выставки детского рисунка, фестивали детской художественной самодеятельности.
Критерии эстетической воспитанности. Эстетическая воспитанность не мыслима без развитого художественного вкуса. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и мире. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств при встрече с прекрасным, чувств отвращения при встрече с безобразным и т.д. Признаком эстетической воспитанности также является способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни.
Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных.
Психологические критерии измеряют способности ребёнка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса.
Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, уровень его сформированности, степень развития художественного вкуса. Это проявляется в выборе детьми занятий для удовлетворения своих потребностей, в оценке явлений искусства и жизни. Возможно выявить уровень развития художественно-образного мышления, творческого воображения.
Социальные критерии требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность проявляется во всём поведении ребёнка.
Revyakin D.V.
Д.В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Заводского района г. Орла», кандидат педагогических наук ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», e-mail: [email protected] . Сайт Ревякина Д.В.:
КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлена авторская точка зрения на понимание художественно-эстетического вкуса, его компонентов и критериев определения уровня его развития у детей младшего школьного возраста. Раскрывается содержание каждого компонента и приводится характеристика каждого из уровней его развития. Описывается пакет диагностических инструментов, апробированный в формирующем педагогическом эксперименте.
Ключевые слова: художественно-эстетический вкус, дополнительное образование, критерии и компоненты художественно-эстетического вкуса, младшие школьники
Происходящие изменения в структуре и содержании образования ведут к решению новых педагогических задач в системе общего и дополнительного образования. Среди множества проблем современного художественного образования и воспитания особое место занимает проблема формирования художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют дискуссии о трактовке понятия «художественный вкус», об особенностях и оптимальных путях формирования художественно-эстетического вкуса у детей на конкретных возрастных этапах.
Проявление вкуса можно наблюдать в достаточно раннем детском возрасте. Необходимость воздействия на процесс формирования художественно-эстетического вкуса ребёнка связана с рядом педагогических и психологических факторов. Чем младше ребенок, тем выше его восприимчивость к внешним воздействиям и в большей степени он подражает своему окружению.
Мы живем в противоречивом мире экономической и социальной неустойчивости, в котором человеку сложно осуществить выбор идеалов. Особую значимость приобретает наличие в среде, окружающей ребенка младшего школьного возраста, истинных эстетических эталонов, задающих направление формированию художественно-эстетического вкуса и определяющих способность сопротивляться антиэталонам. Наличие развитого художественно-эстетического вкуса может выступить в качестве "противоядия" воздействию псевдокультуры и стать ориентиром в выработке отношения к окружающему миру и искусству, основанием совершенствования духовной культуры личности. Поэтому одной из важнейших задач современной педагогической и психологической науки является задача обучения и воспитания детей, начиная с самого младшего возраста, средствами искусства, формирование нравственной личности с развитым художественно-эстетическим вкусом. В связи с этим неизбежно ставится вопрос - что считать проявлением развитого вкуса, по каким критериям можно делать вывод об уровне развития вкуса.
Кроме того, анализ теоретических источников по философии, эстетике, педагогике, психологии, посвященных различным аспектам проблемы художественно-эстетического вкуса показывает, что это сложное, неоднозначное понятие. Если обозначить в широком смысле слова вкус как способность человека оценивать что-либо, то, соответственно, эстетический вкус будет обозначать способность человека оценивать эстетические особенности, присущие природе, окружающей действительности, искусству, а художественный вкус - способность оценивать произведения искусства. Использование в педагогическом аспекте взаимосвязанной категории «художественно-эстетический вкус» более объёмно характеризует феномен вкуса, связанного с задачами как художественного образования, так и эстетического воспитания, а также воздействия на основные духовные качества личности: мировоззрение, внутреннюю культуру, жизненные интересы, идеалы, духовность, творческое начало и др.
Художественно-эстетический вкус рассматривается нами как совокупность способностей человека чувствовать, воспринимать, оценивать художественно-эстетические особенности продукта творческой деятельности, явлений и объектов окружающей действительности, а также потребностей познавать искусство и действовать в соответствии с принципами эстетического идеала.
Структура художественно-эстетического вкуса включает не только наличие, но и определенный уровень развития следующих компонентов: а) компоненты, относящиеся к эстетическим ощущениям, чувствам, переживаниям красоты в труде, поведении, в быту, в искусстве; эстетической оценке объектов и явлений действительности: проявлениехудожественного и эстетического восприятия, проявление нравственно-эстетических качеств личности; б) компоненты, относящиеся к потребности в познании и создании прекрасного: проявление интереса к искусству; проявление художественных способностей и специальных знаний в области искусства.
Конкретизация этих компонентов, а также их сопоставление с возрастными особенностями соответствующих сфер личности и протекания психических процессов у младших школьников позволили нам содержательно описать критерии, по которым можно оценивать уровни развития художественно-эстетического вкуса (см. Таблицу 1).
Критерии уровня развития художественно-эстетического вкуса
у младших школьников
Таблица 1
Уровни развития компонентов художественно-эстетического вкуса школьников |
Эстетические ощущения, переживания красоты, оценка объектов и предметов действительности и произведений искусства |
проявление нравственно-эстетических качеств личности младшего школьника |
|
уровень стилевой |
высокий уровень развития культуры поведения и культуры общения (гуманистическое отношение к людям, природе, животным; развитая речь, умение ясно выражать мысли): - - (совесть, долг, вера, ответственность и др.); нравственный облик : милосердие, незлобивость и др.; нравственная позиция : - нравственное поведение : культура поведения, культура речи, проявление уважения к людям, понимание прекрасного и безобразного на уровне поступков людей |
инструментальный |
двойственное отношение к окружающей действительности (доброе отношение к окружающим людям ради утверждения своего «Я», творческая деятельность ради лидерства, поведение по обстоятельству, средний уровень развития культуры речи): - нравственно-эстетические представления о чуткости, добре и зле; осознание красоты в процессе проявления этих качеств личности; - нравственно-эстетические чувства (долга, веры, ответственности ради себя или своей пользы и др.);нравственный облик : милосердие, незлобивость по обстоятельству; нравственная позиция : способность к различению добра и зла и др., осознание красоты в благородных чувствах; -нравственное поведение : недостаточно развитая культура поведения, культура речи, проявление уважения к людям иногда, ради поддержания своего авторитета |
уровень мотивационный |
примитивное отношение к окружающей действительности (примитивный уровень развития культуры поведения, речи): Нравственно-эстетические представления о чуткости, добре и зле на низком уровне; непонимание наличия красоты в процессе проявления этих качеств личности; Нравственно-эстетические чувства (безразличие к понятиям «долг», «вера», «ответственность», «гражданственность» и др.); нравственный облик : возможное проявление несдержанности, злости и агрессивности; нравственная позиция : безразличие к категориям добра и зла и др., отсутствие понимания красоты в благородных чувствах; - нравственное поведение : отсутствие развитой культуры поведения, культуры речи, проявление неуважения к людям |
проявление художественного и эстетического восприятия младшего школьника |
|
творческий восприятия |
умение отличать в окружающей действительности и в содержании произведений искусства прекрасное и безобразное, добро и зло, возвышенное и низменное, трагическое и комическое; умение отбрасывать циничное, вульгарное, пошлое; невосприимчивость к художественным суррогатам, подделкам; .адекватность восприятия основных составляющих произведений изобразительного искусства: структуры композиции, перспективы, колорита и др.; восприятие частей художественного произведения в связях и отношениях, то есть сути художественного произведения, осознание замысла автора, приводящее к оценке таланта художника |
опытно-осмысленный уровень восприятия |
умение отличать в окружающей действительности и содержании произведений искусства хорошее от плохого; частично развитое умение давать композиционный анализ картины; адекватность восприятия характеристик картины: схемы композиции, цвета (колорита), формы предметов; восприятие предметов и явлений, изображенных в картине, в связях и отношениях (при помощи педагога), одновременно с этим, неумение понять сути произведения, авторского замысла |
начальный восприятия |
недостаточно развитое умение отличать в окружающей действительности и содержании произведений искусства хорошее от плохого; безразличное отношение к содержанию произведений искусства; восприятие предметов и явлений, изображенных в картине, не в связях и отношениях; неумение понять замысел художника; неумение композиционно мыслить |
Потребности в познании и создании прекрасного |
|
проявление интереса к искусству |
|
уровень стойкого интереса к искусству, основанный на целенаправленном стремлении к познанию искусства |
наличие стабильного эмоционального проявления, эмоциональной отзывчивости по отношению к произведениям искусства; способность к сопереживанию; желание углублять знания в сфере искусства; устойчивость предпочтений в области искусства; высокий уровень активности и мотивации к самостоятельной творческой деятельности, проявляющийся в старании, терпении, трудолюбии |
уровень нестабильного интереса к искусству, основанный на склонности к познанию искусства |
редкое эмоциональное проявление по отношению к произведениям искусства; желание иметь некоторые знания в сфере искусства; появление предпочтений в области искусства, заинтересованности в достижении цели творческой работы |
уровень низкого интереса к искусству, основанный на любопытстве к познанию искусства, игре |
редкое проявление эмоционального отношения к творческой деятельности и познанию искусства, практическое отсутствие старания, терпения, трудолюбия, самостоятельности; заинтересованность в творческой деятельности ради игры и из любопытства; слабое проявление интереса к произведениям искусства |
проявление художественных способностей (включая креативность) и специальных знаний в области искусства |
|
высокий уровень развития художественных способностей, основанный на достаточных знаниях, умениях и навыках в области изобразительного искусства, включая креативность как творческое проявление способностей |
высокая степень развития свойств художественно-творческого воображения и мышления, зрительной и образной памяти, эмоционального отношения (эстетических чувств) к воспринимаемому и изображаемому объекту, волевых свойств личности, сенсомоторных качеств и особой чувствительности зрительного анализатора (основных и вспомогательных способностей), которые при наличии необходимого комплекса специальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, проявляются в способности создавать яркие образы в сознании ребенка и трансформировать их в творческой работе; умении разрабатывать принципиально новые идеи, отклоняющихся от традиционных схем мышления, умении неординарно мыслить, создавать оригинальную композицию в творческой работе; умении детально разрабатывать возникшие идеи |
средний уровень развития художественных способностей, основанный на начальных знаниях, умениях и навыках в области изобразительного искусства, включая побуждение к творческому проявлению способностей |
средняя степень развития свойств художественно-творческого воображения и мышления, зрительной и образной памяти, эмоционального отношения (эстетических чувств) к воспринимаемому и изображаемому объекту, волевых свойств личности, сенсомоторных качеств и особой чувствительности зрительного анализатора (основных и вспомогательных способностей), которые при наличии начального уровня специальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства проявляются в создании образов в сознании ребенка и их неточной трансформации в творческой работе; в медленном освоении, но точном выполнении технических приемов в изображении, редком проявлении умения ставить или решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной творческой деятельности; редком проявлении умения мыслить неординарно, создании типической композиции в творческой работе; редком проявлении способности детально разрабатывать возникшие идеи |
низкий уровень развития художественных способностей, основанный на фактическом отсутствии знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, приводящий к невозможности творческого проявления способностей |
низкая степень развития свойств художественно-творческого воображения и мышления, зрительной и образной памяти, эмоционального отношения (эстетических чувств) к воспринимаемому и изображаемому объекту, волевых свойств личности, сенсомоторных качеств и особой чувствительности зрительного анализатора (основных и вспомогательных способностей), которые при фактическом отсутствии специальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, проявляются в создании искаженных образов в сознании ребенка и неумении трансформировать их в творческой работе; в медленном освоении и неточном выполнении технических приемов в рисунке и живописи, отсутствии нетрадиционного мышления и умения создавать оригинального композиции в рисунках |
В рамках лонгитюдного исследования формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста на занятиях в творческом объединении в системе дополнительного образования нами был разработан диагностический пакет методик в соответствии с выделенными критериями. В него вошли авторские и традиционно используемые в педагогике и психологии диагностические инструменты. К авторским относятся: 1) анкета для родителей, 13 вопросов открытого и закрытого типа (цель: получение данных об уровне развития нравственно-эстетических качеств личности ребенка, выявление осведомленности родителей об особенностях художественно-эстетического вкуса ребенка, о роли семьи в художественно-эстетическом воспитании); 2) анкета для учащихся 1-2 классов (цель - определение уровня развития культуры поведения, культуры речи, особенности отношения к окружающим людям, животным, природе, другие проявления нравственно-эстетических качеств личности младшего школьника); 3) психолого-педагогический дневник для фиксации результатов наблюдения за ребенком (цель - изучение особенностей проявления интереса к искусству младших школьников, воспитанников творческого объединения; изучение особенностей поведения детей, их общения со взрослыми и со сверстниками); 4) анкеты по выявлению основных мотивов, определяющих интерес к занятиям изобразительным искусством, и ценностных ориентаций младшего школьника; 5) методика сравнения фотографий (цель - выявление умения отличать художественные произведения от нехудожественных, истинные произведения искусства от подделок и суррогата, как проявления художественного и эстетического восприятия) - модификация метода «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда. В группу традиционных методов вошли: 1) метод анализа рисунков и творческих работ (цель - выявление уровня развития художественных способностей учащихся, знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства; определение креативности); 2) тест Э. Торренса, субтест «Закончи рисунок» (диагностика креативности).
Использование данного диагностического пакета на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, проведенном на выборке 75 детей младшего школьного возраста, в ходе апробации авторской образовательной программы «По законам красоты», показало его адекватность цели определения уровня развития художественно-эстетического вкуса и соответствие возрастным особенностям детей, а критерии определения уровня развития вкуса - исчерпывающими.
ьства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Уровень эстетической воспитанности личности представляет собой целостное единство эстетического сознания и активной эстетической деятельности. В современной теории эстетического воспитания стало общепризнанным, что эстетическая потребность личности не может удовлетворяться только в созерцательной форме, поскольку она наиболее полно проявляется и созидается в художественно-творческой деятельности.
Эстетическое воспитание существенно обогащает формирование личности. Знания становятся мировоззрением и убеждениями школьника, когда сливаются с его чувствами, положительными переживаниями. Большую роль в их формировании играют произведения искусства, отражающие все многообразие жизни. Вместе с тем сущность произведений искусства помогает школьникам правильно оценить их художественные достоинства.
Исследуя проблему развития творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе эстетического воспитания, О.П. Котикова и В.Г. Кухаронак отмечают, что «приоритетным сущностным аспектом эстетического воспитания младших школьников является развитие их творческого потенциала. Развитие эмоциональной сферы и усвоение определённых знаний из области искусства, а также развития эстетического сознания наиболее эффективно происходит в процессе художественно-творческой деятельности».
Из этого следует, что в последнее десятилетие эстетическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на формирование у детей способностей к активной творческой деятельности. Сущность определяется как целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию эмоционально отзывчивой и творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в искусстве, природе, окружающей жизни, поведении людей и стремящийся к посильной эстетико-предметной деятельности.
Изучение теоретических основ эстетического воспитания личности позволило установить, что его сущность базируется на следующих принципах (по М.А. Бесовой) :
1. Принцип эстетики детской жизни и эстетической организации деятельности коллектива;
Умение создавать красоту в повседневной жизни не приходит к человеку само по себе, неизвестно откуда. Эту способность необходимо воспитывать с детства. Поэтому важно сделать красивым само детство: красивые яркие игрушки, нарядная, чистая одежда, эстетическое окружение - двор, школа, убранство дома, порядок и этикет в школе. Добрые отношения учителя и детей, детей друг с другом. Всё это создает эстетичную воспитывающую среду - важнейший фактор воспитания.
2. Принцип всеобщности и постоянства эстетического воспитания.
Этот принцип означает, что искусство (и эстетическое воспитание) должно воздействовать на детей во всех сферах жизни, во все возрастные периоды.
Всеобщность - значит для всех, способных и не способных, талантливых и обычных детей. Эстетическое воспитание рассчитано не на воспитание музыканта, поэта, художника, а на воспитание слушателя, зрителя, читателя.
3. Принцип единства эстетического и нравственного воспитания.
Первые нравственные представления и заповеди ребенок получает из произведений искусства: сказок, фильмов, спектаклей, песен, потешек. Оценивая поступки ребенка, взрослые часто используют эстетические категории: красиво - некрасиво. Таким образом, подчеркивая, что хороший, нравственный поступок - это еще не красивый поступок.
4. Принцип комплексного воздействия и взаимодействия различных видов искусства.
Все виды искусства обладают единой образной природой и тяготеют к взаимодействию.
Чем больше органов чувств участвуют в восприятии произведений искусства, тем более глубокое впечатление они производят. Музыка и живопись, поэзия и музыка, скульптура и музыка, живопись и литература, музыка и танец - все эти сочетания углубляют, обогащают друг друга, создавая целостное художественное впечатление. Поэтому, где можно, следует объединять разные виды искусства.
5. Принцип творческой самодеятельности школьников.
Каждый человек с детства стремится к самоутверждению. Лучший путь для этого - художественное творчество. Кроме того, ребенок, - активная личность, потому его нельзя рассматривать лишь как объект воздействия со стороны искусства, а его общение с искусством - лишь в созерцательном плане. Необходимо включать ребенка в активные занятия искусством, в творческую деятельность: в хоровое пение, рисование, лепку, танцы, спектакли школьного театра.
Сущность эстетического воспитания учащихся заключается в совершенствовании эстетической культуры личности. «Задача современного образования и воспитания, по мнению Е.В. Петушковой, - сформировать подлинных субъектов культуры мира с высоким творческим потенциалом в какой бы сфере деятельности воспитанники ни реализовывали себя».
1.2 Эстетическая воспитанность как результат эстетического воспитания
психологический педагогический воспитанность школьник
Современные требования общества к повышению эффективности эстетического воспитания учащихся обусловливают необходимость мониторинга качества данного процесса, осуществление педагогической диагностики его результативности. Анализ педагогической литературы показал, что при определении результативности воспитательного процесса ключевым понятием является «воспитанность».
Воспитанность - это степень соответствия личностного развития учащихся поставленной педагогами цели и результат воспитательного процесса .
Эстетическая воспитанность - результат, качественный показатель эффективности осуществления процесса эстетического воспитания .
Педагогам, занимающимся формированием эстетической воспитанности школьников, следует помнить, что в его основе лежит органическое единство развитых способностей, эстетического восприятия, эмоционального переживания, воображения, образного мышления, а также определенный запас художественно-эстетических впечатлений и представлений учащихся. Вместе с тем эстетическая воспитанность включает в себя и наличие эстетического вкуса, под которым понимается способность чувствования и оценки совершенного и несовершенного в искусстве и в жизни .
Применительно к младшему школьному возрасту понятие «эстетическая воспитанность» определяется как единство эстетических чувств, начальных представлений и понятий ребенка о прекрасном и безобразном, его ценностно-художественных ориентаций и проявление их в художественно-творческой деятельности и в поведении. Как отмечает С.А. Аничкин, «чем успешнее осуществляется эстетическое воспитание, тем выше уровень эстетической воспитанности младшего школьника» .
Таким образом, диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности учащихся дает возможность степень соответствия реально достигнутого результата эстетического воспитания изначально поставленной цели и позволяет судить об эффективности данного процесса.
Данная категория рассматривается как цель и результат процесса эстетического воспитания личности. Так, по мнению Г.А. Петровой, эстетическая воспитанность учащихся «представляет собой сложное целостное единство, которое включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные качества эстетического сознания и эстетической деятельности .
По мнению исследователя С.Г. Корниенко, «структуру эстетической воспитанности можно представить в виде последовательной цепочки взаимообусловленных составляющих: потребность-мотив-знание (представления, понятия, факты) - суждение-убеждение (вкус) - действия - деятельность - поведение - привычка (пронизана эстетическим чувством)» .
О.П. Котикова и В.Г. Кухаронак в эстетической воспитанности личности выделяют следующие сущностные объекты: «развитие эмоциональной сферы личности, переда учащимся необходимых художественных знаний и развития их творческого потенциала» .
На основании теоретического материала можно сделать вывод, что эстетическая воспитанность личности, без сомнений имеет интегрированный характер. На основе нормативно-программных документов и педагогических исследований были выделены основные компоненты эстетической воспитанности младших школьников. Их структура имеет следующие элементы:
Øкогнитивный: эстетические представления и знания учащихся, (информированность) в области искусства;
Øэмоционально-побудительный: эстетическая направленность личности, интересы, склонности, предпочтения;
Øдеятельностный: практические умения и навыки эстетико предметной деятельности, проявление творческой активности.
Изучение степени сформированности этих компонентов позволяет судить об уровне эстетической воспитанности учащихся. (Табл. 1.1) [, 5 c. 24]
Когнитивный Эмоционально-побудительныйДеятельностный 1. Запас чувственных эстетических впечатлений и представлений о прекрасном и безобразном; 2. Наличие основ знаний об эстетически значимых предметах и явлениях, их качествах (звуковых, колористических, пластических и т.д.); 3. Понимание особенностей выразительных средств различных видов искусства; 4. Способность к аргументированному эстетическому суждению, оценке произведений искусства и явлений действительности (проявление эстетиче
УДК 37.01:373 ББК 68.91.2
Семенищева Марина Геннадьевна
аспирант
кафедра социальной педагогики и психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Semenishcheva Marina Gennadievna Post-graduate Chair of Social Pedagogy and Psychology Astrakhan State University Astrakhan
Критерии и уровни эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств Criteria and Levels of Junior Schoolchildren’s Aesthetic Education
Determined by Arts Synthesis
В данной статье раскрываются основные критерии эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств, дана оценка уровней эстетической воспитанности обучающихся.
The article is devoted to the basic criteria of junior schoolchildren’s aesthetic education determined by arts synthesis; the levels of the pupils’ aesthetic education are evaluated.
Ключевые слова: синтез искусств, эстетическая воспитанность, критерии и уровни эстетической воспитанности.
Key words: arts synthesis, aesthetic education, criteria and levels of aesthetic education.
Все функции синтеза искусств (познавательная, мотивационная, гедонистическая, социализирующая, развивающая, формирующая, толерантности, коммуникативная, креативная, эстетическая, синкретивность) определены в отношении к воспринимающей личности младшего школьника и утверждают влияние синтеза искусств на его эстетическое сознание, подсознание, эмоции, вкусы, на формирование его творческих начал.
Результатом эстетического воспитания является эстетическая воспитанность младших школьников. В педагогическом смысле под воспитанностью подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие .
Анализ научных трудов (Б.Т. Лихачев, Е.Н. Таллин, А.В. Тутолмин, И.И. Трубина и др.), позволил сделать заключение, что сегодня нет единого оп-
ределения эстетической воспитанности учащихся. В результате обобщения рассмотренных научных подходов, мы пришли к выводу о том, что эстетическую воспитанность младших школьников следует определять как комплексное свойство личности, представляющее собой многоуровневую развивающуюся интегративную структуру, характеризующуюся наличием и степенью сформированное™ у нее общественно значимых качеств, в обобщенной форме отражающих единство художественно-эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, эстетических сознания, идеала, потребностей, вкуса и чувства и эстетического действия. Уровень эстетического воспитания младшего школьника повышается при организации поэтапного процесса накопления его эстетического опыта, полученного на основе синтеза искусств.
Исходя из выделенных И.И. Трубиной, этапов эстетического воспитания и определения эстетической воспитанности, мы выделяем следующие критерии эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств: развитость эстетических отношений (чувства, восприятие, воображение, эмоциональное переживание); широта эстетических знаний (сознание, потребности, идеал, вкус); устойчивость проявления художественноэстетических способностей (способности и действия).
Критерий широта эстетических знаний характеризуется созданием определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений о различных видах искусств, представленных в синтезе, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Эстетические знания функционируют как на эмпирическом, так и на научном уровнях. При этом, говоря об эстетическом воспитании младшего школьника, необходимо учитывать, что они будут представлены в неразрывном единстве, комплексно, что приведет к верной, аргументированной интерпретации художественных произведений, представленных в синтезе искусств.
Этот критерий характеризуется рядом показателей: эстетическим сознанием, эстетическим вкусом, эстетическим идеалом, эстетическими потребностя-
ми. В совокупности эти показатели представляют собой глубокие разносторонние знания о том, что такое эстетика, культура и личность, сущность и функции культуры, типология культур, история культуры, эстетика поведения, быта. Это накопление элементарных эстетических знаний, начиная с создания запаса разнообразных колористических, звуковых, пластических впечатлений, способствующих появлению у учащихся эмоциональной отзывчивости. Это наличие запаса определенных конкретно - чувственных впечатлений, позволяющих сделать естественный переход от чувственно-эмоционального к абстрактнологическому способу получения информации.
Достаточность эстетических знаний это также знание содержания необходимых в повседневной жизни требований умения жить "по законам красоты", понимание их сути. Это способность соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованиями этих "законов", а также оценивать факты "эстетичного" и "неэстетичного" поведения, находить в окружающей действительности объективное подтверждение этих требований.
Следующим критерием эстетической воспитанности младших школьников выступает критерий развитости эстетических отношений, который позволяет выявить богатство и яркость эмоциональных проявлений, устойчивые эмоционально-оценочные переживания младших школьников, особенности их эстетического восприятия, эстетической оценки явлений действительности и произведений искусства с позиции эстетического идеала (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.п.). Он позволяет также выявить отношение школьников к эстетическому объекту, которое может проявляться как в ситуативном выборе эмоциональных оценок, так и в форме эмоциональнооценочного отношения к эстетическим объектам.
Показателями этого критерия являются: эстетические чувства, эстетическое восприятие, творческое воображение, эмоциональное переживание.
Этот критерий определяется отношением к искусству, культуре, эстетическим восприятием, высоким уровнем духовной эмоциональной жизни. Этот критерий характеризуется потребностью в обращении к различным видам ис-
кусства в целях понимания идеи, проблем, художественного образа, наличием разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений, потребностей систематически следить за развитием различных видов искусства, общаться с различными видами искусства, творчески применять полученные эстетические знания.
Этот критерий направлен на оценку способности творческого восприятия, усвоения и индивидуальной переработки любой поступающей эстетической информации, самостоятельного создания собственного синтеза искусств, отличающегося неординарностью, новизной, нестандартностью.
Другим критерием эстетической воспитанности младших школьников является его устойчивость проявления художественно-эстетических способностей, которая является показателем формирования эстетически активной, творческой, созидательной личности младшего школьника, умеющей выражать свое понимание искусства с помощью различных видов искусств.
Эстетическая художественная деятельность это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Он заключается, например, в формировании эстетического мотива деятельности (наряду с другими мотивами), в постановке цели создания не просто практически значимого продукта, но и эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного; в выборе эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, в получении эстетически ценного результата.
Эстетическая активность проявляется в деятельности младшего школьника, совершаемая по личной инициативе, по глубокому убеждению, а не только по тому, что это входит в круг его обязанностей.
Эстетическая активность младшего школьника проявляется также в его непримиримости к фактам бездуховности, безобразного, в его эстетическом отношении к собственному поведению: эстетический облик манер, жестов, мимики, одежды, речи. Эстетическое чувство слова - одна из важнейших предпосылок гармоничного развития личности.
Показателем вовлеченности в эстетическую деятельность является развитие эстетических способностей личности, которые превращают младшего школьника, в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".
Для оценки уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников, детерминированной синтезом искусств, нами были приняты следующие уровни: низкий, средний и высокий. При этом мы исходили из этапов эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, выделенных И.И. Турбиной: 1) пробуждение эстетических чувств личности (созерцание - ощущение - эстетическое удовольствие - радость); 2) формирование эстетического сознания (восприятие - эстетический вкус - эстетические суждения, взгляды - интересы - потребности - эстетические идеалы); 3) развитие эстетических способностей, включенность личности в эстетическую деятельность.
На низком уровне эстетической воспитанности оценка младшего школьника ограничивается словами: "нравится", "не нравится". Проявляется его нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий, отсутствие знаний и умений эстетического характера явления произведения искусства, наличие ошибок в изложении и оценке эстетического объекта. Отсутствует способность воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. Не сформирован эстетический идеал. Младший школьник не понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства. Он мало заинтересован в приобщении к различным видам искусств, эстетическим ценностям, усваивает эстетические ценности только под давлением родителей и педагогов, не проявляет интереса к различным видам искусств и художественной деятельности. Обладает слабо развитой способностью эмоционально реагировать на эстетические объекты и явления. Слабо проявляет интерес к произведениям различного вида искусств. Младший школьник не может выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, оценить ее творческое воображение художествен-
ные способности практически не развиты, отсутствие образных ассоциаций, воображение носит пассивный воспроизводящий характер. Отсутствие внимания при восприятии художественного произведения, экскурсии, эстетической ситуации обуславливает отсутствие эмоциональности, и как следствие, нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий. Существует недостаточное развитие эстетического восприятия, неумение выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, отсутствие образных ассоциаций. Эстетическая творческая деятельность практически отсутствует, желание участвовать в ней не проявляется. Репродуктивно- исполнительское выполнение учебных заданий.
На среднем уровне эстетической воспитанности младшего школьника, проявляется частичная сформированность эстетических представлений, понятий и умений, художественные интересы у младшего школьника проявляются ситуативно, слабо развиты эстетические вкусы, потребности. Эстетические знания ограничены, характерна адекватность восприятия эстетическому объекту, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с низким уровнем эмоциональности и недостаточным уровнем аналитического подхода. Младший школьник не всегда способен отличить прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. В целом младший школьник имеет сформированный эстетический идеал, но не всегда понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства. Он заинтересован в усвоении эстетических ценностей различных видов искусств, однако ему требуется педагогическая помощь и руководство. Ребенок стремится к приобщению к эстетическим ценностям различных видов искусств; проявляет интерес к художественной деятельности с использованием различных видов искусств. В целом достаточно эмоционально реагирует на эстетические объекты и явления. Не всегда способен самостоятельно воспринимать произведения искусства в синтезе, чаще требуется предварительная подготовка под руководством педагога. Не всегда способен самостоятельно сформулировать свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее. Прибегает к помощи педагога или ав-
торитетных для него людей (родителей, товарищей). Слабо развиты художественные способности, наличие образных ассоциаций и эстетические оценки с опорой на учебные знания, проявляется активный, творческий характер воображения. Нестабильность внимания во время просмотра или слушания художественного произведения, экскурсии, эстетической ситуации, у младшего школьника, приводят к тому, что эстетические чувства подвержены настроению, а эмоциональность проявляется при восприятии знакомых художественных произведений. Наблюдается частичная сформированность эстетических умений, наличие образных ассоциаций и эстетические оценки с опорой на учебные знания. Эстетическая творческая деятельность носит временный характер, желание участвовать в ней возникает лишь под влиянием поощрения со стороны взрослых или сверстников. Активно-исполнительское отношение к учебным заданиям.
На высоком уровне эстетической воспитанности младшего школьника сформированы эстетические представления, понятия, эстетический взгляд на мир, целостное восприятие. Младший школьник способен дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. Верно и аргументировано интерпретирует художественные произведения, представленные в синтезе. Имеет достаточно полно и четко сформированный эстетический идеал. Умеет выражать свое понимание искусства с помощью различных видов искусств. Младший школьник заинтересован в усвоении эстетических ценностей, активно проявляет себя в художественной деятельности, стремится к созданию эстетических ценностей. Обладает потребностью в обращении к различным видам искусства в целях понимания идеи, проблем, художественного образа. Самостоятельно создает собственный синтез искусств, отличающийся неординарностью, новизной, нестандартностью. Обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, готовностью к эмоциональному эстетическому переживанию. Способен самостоятельно сформулировать и ясно выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее, доказывать и отстаи-
вать свою позицию. Младший школьник проявляет самостоятельные, оригинальные эстетические взгляды, способность переноса образных ассоциаций с известных произведений искусств на новые. Эстетические оценки младшего школьника с опорой на художественные знания различных видов искусств, воображение носит активный преображающий характер. Внимательное, сосредоточенное состояние во время просмотра, слушания художественного произведения, экскурсии. Богатство эмоционально чувственных переживаний при восприятии красоты природы, произведений искусства. Эстетическая творческая активная деятельность присутствует постоянно в различных видах художественно-эстетической деятельности младшего школьника. Развитость эстетической воспитанности, готовность ее совершенствовать. На этом уровне у младшего школьника инициатива, интерес и желание участвовать в творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), перекликаются с самостоятельным креативным выполнением учебных заданий.
Библиографический список
1. Вержибок, Г. В. Воспитанность учащихся как критерий эффективности воспитания Г. В. Вержибок Социальная педагогика и практическая психология: Мат-лы III Межд. науч.-практ. конф. «Подготовка специалистов в сфере социально-педагогической и психологической помощи: опыт, проблемы, перспективы», Минск, 10-11 апреля 2001 г. М-во образ. РБ. -Минск, 2001. - С. 242-247.
2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.-175 с.
3. Трубина, И. И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы / И. И. Тру-бина // Информатика и образование, 2005. - N 5.. - С. 122-123. - Библиогр.: с. 123
4. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников Глазов. гос. пед. ин-т. - Глазов, 2003. - 212 с.
1. 2. Likhachev, B.T. Theory of Schoolchildren’s Aesthetic Education. - M., 1985 -175 p.
2. Trubina, I.I. Education Quality Monitoring: Problems and Approaches / I. Trubina // Information Technology and Education, 2005. - N 5. - P. 122-123.
3. Tutolmin, A.V. Moral-and-Aesthetic Education of Schoolchildren. - Glazov: Glazov State Pedagogical University, 2003. - 212 p.
4. Verzhibok, G. V. Pupils’ Upbringing As a Criterion of Education Effectiveness / G.V. Verzhibok // Social Pedagogical and Practical Psychology: Mat. of Scient. and Pract. Conf. "Specialists’ Training in the Sphere of Socio-Educational and Psychological Support: Experience, Problems, Prospects", Minsk, 10-11 April, 2001, Ministry of Education. - Minsk, 2001. - P. 242-247.
Сделав анализ психолого – педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников с ЗПР, мы пришли к эмпирическим действиям в нашей работе.
Исследование состояло из трех взаимосвязанных этапов констатирующий, формирующий и контрольный. В сентябре марте 2012-2013года.
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе исследования БОУ СОШ №90, 4В класс. В исследовании приняло 16 человек 9 мальчиков и 7 девочек. В основе начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: это здесь зачем???
Цель педагогического эксперимента констатирующего этапа заключалась в определении исходного уровня эстетической воспитанности младших школьников с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью мы определили следующие задачи исследования:
1. Подобрать диагностические методики для определения исходного уровня эстетического воспитания младших школьников с ЗПР.
2. Провести первичное обследование детей экспериментальной группы.
3. Разработать критерии оценки уровня эстетического воспитания младших школьников с задержкой психического развития.
4. Проанализировать полученные на констатирующем этапе педагогического эксперимента результаты.
В МОУ СОШ №90 им. Д.М. Карбышева реализуются программы ФГОС. Все классы работают по УМК «?????».
Главным направлением воспитательной работы школы является предоставление максимального широкого поля образовательных и воспитательных возможностей наибольшему числу обучающихся, в соответствии с их личными потенциальными, образовательными потребностями, социально-культурными нормами и ценностями.
Основной целью воспитания является: создание условий для становления высоко образовательной, нравственно богатой личности, способной самостоятельно принимать общественные решения, прогнозируя их возможные последствия, способной к сотрудничеству, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Школа ставит своей целью стать для ребенка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому. Для реализации программы в плане воспитательной работы поставлены цели и задачи по каждому из направлений деятельности.
По реализации художественно-эстетического направления поставлены следующие цели и задачи:
Развитие творческой активности;
Умение понимать, создавать, сохранять красоту, верность традициям Российской культуры.
Технологиями для достижения целей и реализации задач по художественно-эстетическому направлению являются: организация и проведение выставок, праздников, викторин, спектаклей, посещение музеев.
В рамках художественно-эстетического направления в школе проводится активная работа. Школьникам предоставляется возможность во внеурочное время реализовать свои способности в кружках художественно-эстетического направления. Учащиеся ежегодно принимают участие в районном фестивале-конкурсе детского творчества «Красота спасет мир» и занимают призовые места.
Основной составляющей воспитательной работы школы является участие классов во всех общешкольных мероприятиях. Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса.
Цель МОУ СОШ №90 им. Д.М. Карбышева этосоздание условий для становления образованного, всесторонне развитого человека с активной жизненной позицией, способного к самоанализу и рефлексии, умеющего ориентироваться в окружающем социуме, принимать решения и отвечать за свои поступки.
Для достижения заданной цели на учебный год поставлены следующие задачи:
· развитие творческих способностей обучающихся;
· информатизация учебно-воспитательного процесса;
· проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни;
· повышение качества общего образования;
· развитие эстетического воспитания
· развитие гражданской позиции учащихся;
· укрепление связи «семья – школа»; эти задачи не относятся к нашей теме.
Побеседовав с учителем, мы выяснили, что из 13 детей 10 человек из неполных семей, 3 человека из неблагополучных. Чего???
Проанализировав характеристики детей или медицинские карточки (то что есть в доступе у учителя выберите нужный ответ) конституционального характера, отнесен один человек У него ослаблена эмоционально – волевая сфера. Эта область психики как бы находится на более ранней ступени развития, что проявляется в повышенном настроении, непосредственности эмоций, высокой значимости игровой деятельности. Такое состояние ребенка получило название психического инфантилизма, который, в свою очередь, нередко сопровождается инфантильным типом телосложения.
ЗПР соматогенного характера, прослеживается у 4 учеников, это случай длительной физической слабости и болезненности ребенка.
К ЗПР психогенного характера определены, 7 человек. В ее основе лежат неблагоприятные условия воспитания. Наиболее часто данный тип ЗПР обусловлен явлением гипоопеки, когда воспитанием ребенка практически никто не занимается. Огромный процент детей из неблагополучных семей, где родители имеют низкий интеллектуальный уровень, либо страдают алкогольной и наркотической зависимостью, воспитанников детских домов, беспризорников, оказывается с задержкой психического развития. Это происходит не только в силу неблагоприятной наследственности, зачастую имеющей место в подобных случаях, но и оттого, что дети педагогически запущены, плохо адаптируются в новых условиях, у них недостаточно знаний об окружающем мире.
ЗПР церебрально-органического характера прослеживается у одного мальчика. Здесь имеется какое-либо органическое нарушение нервной системы – минимальная мозговая дисфункция (ММД), причиной которой опять же может стать патология беременности и родов. Вы не должны нам лекцию читать, о типах ЗПР, а просто указать тип и характерные особенности именно ваших детей.
Для выявления уровня воспитанности а где про эстетику??? младших школьников с ЗПР был использован следующий комплекс диагностических методик предложенных Щурковой Н.Е
1. « Недописанный тезис»
Цель: выявить понимание эстетического воспитания
Оборудование: бланки с недописанными тезисами.
Ход исследования: ученику предлагаются тезисы, которые ему нужно дополнить.
Инструкция: ????? я не поняла вас! Мы же с вами проговаривали, что здесь вы будете подробно описывать проведение диагностики.
«Опросник» это анкета???
Цель: выявить уровень эстетической воспитанности
Оборудование: бланки с вопросами
Ход исследования: ученику предлагаются вопросы, на которые он должен ответить «Да» или «Нет».
Где ход проведения?????
Диагностика «Пейзаж»
Цель; вывить способности к восприятию выразительности внешней формы на материале произведения искусства для определения уровня эстетического развития детей. Это задание фиксирует умение детей чувствовать общий эмоциональный характер, доминирующее настроение проихзвдения.
Оборудование: Репродукции картин, вопросы к детям.
Ход исследования: ученику демонстрируется картина, после чего ему задаются вопросы по ней.
Вопросы к картинам:
– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?.
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
Это из приложения я перенесла сюда.
Также нами было проведено анкетирование родителей.
Анкета для родителей
1. Ходит ли ваш ребенок в театр, музей, в выставки?
2. Прослушивает ли ваш ребенок классическую музыку?