Занятие свойствами бумагой вторая младшая группа. Познавательно- исследовательская деятельность во II младшей группе «Свойство бумаги
Конспект занятия социализация
Тема: «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»
Цель. Познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить). Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно к книгам.
Задачи:
1.«Познавательное развитие»: сформировать интерес к экспериментальным действиям; закрепить представления о свойствах бумаги и ткани: гладкость-шершавость, ворсистость-отсутствие ворсистости, прочность, намокание-размокание; развивать тактильные ощущения в процессе практических действий с разными материалами; закрепить представление о функциональном назначении утюга;
2. «Речевое развитие»: расширить активный словарь по теме; сформировать умение рассуждать, делать выводы;
3. «Социально-коммуникативное развитие»: сформировать умение действовать в коллективе согласно правилам.
5. «Физическое развитие»: развивать координацию движений согласовываясь с текстом физкультминутки;
Материал. Кукла Маша, бумажные ленты и ленты из ткани у воспитателя и на каждого ребенка; предметы, сшитые из ткани и склеенные из бумаги.
Ход занятия.
Воспитатель приносит в группу куклу Машу.
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она сегодня идет в гости и хочет, чтобы мы завязали ей бантик. Она принесла вот такую бумажную ленту и просит завязать из нее бантик. Я ей говорю, что из бумажной ленты бантик не получится, а она не верит, говорит, что эта бумажная лента очень красивая. Как вы думаете, ребята, получится из бумажной ленты бантик или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы Маша убедилась, что из бумажной ленты бантик не получится, давайте попробуем его завязать.
Ребята, что произошло с бумажной лентой?
Дети предлагают свои ответы
Воспитатель: Почему порвалась бумажная лента?
Ответы детей.
Воспитатель: Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная.
Воспитатель: Матвей, почему порвалась бумажная лента? А ты, Алена, как думаешь?
Ответы детей
Воспитатель: Вот, видишь, Вика, не получился бант из бумажной ленты, потому что бумага непрочная, она рвется. Но ты не расстраивайся, у меня есть лента из ткани. Давайте, ребята, попробуем завязать бантик из этой ленты. Ребята, лента из ткани порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: А как вы думаете, почему бумажная лента порвалась, а лента из ткани не порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: Бумажная лента порвалась, потому что бумага какая?
Ответы детей
Воспитатель: А лента из ткани не порвалась, потому что ткань какая?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, посмотри, у вас на столах лежат ленточки. Давайте вместе найдем бумажную ленточку.
Воспитатель: Максим, какую ленточку ты взял? (Бумажную). А ты, Линара?
Ответы детей
Воспитатель: Теперь, ребята, возьмите бумажную ленту за края и потяните ее.
Что произошло с бумажной лентой?
Ответы детей
Воспитатель: Почему бумажная лента порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь возьмите ленту из ткани и потяните ее. Лента из ткани порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: А почему?
Дети предлагают свои ответы
Физкультминутка:
Я платочек постираю,
В кулачках его потру,
А потом прополоскаю,
Крепко-крепко отожму.
Я встряхну платочек ловко,
Чтобы высох быстро –
Прищеплю его к веревке.
Воспитатель: У вас на столах есть еще одна бумажная лента. Положите ее на ладошку, сожмите в кулачок, потом разожмите. Что произошло с бумажной лентой?
Ответы детей
Воспитатель: Да, бумага не только рвется, она еще и сильно мнется. Попробуйте ее разгладить. Получилось?
Ответы детей
Воспитатель: Не разглаживается бумажная лента.
А теперь положите на ладошку ленту из ткани, сожмите кулачок, разожмите. Лента из ткани помялась?
Ответы детей
Воспитатель: Ткань почти не помялась. Вот, Лера, теперь ты будешь знать из какой ленты лучше завязывать бантик. Из бумажной ленты не завязывай. Почему, ребята? Ответы детей
Воспитатель: А вот из ткани бантик получится очень красивый, потому что ткань прочная, не рвется, а если мнется, ее легко можно разгладить утюгом.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руке две короткие бумажные ленточки, а мне нужна одна длинная. Кто знает, как мне их соединить?
Дети предлагают свои ответы
Воспитатель: Да, бумагу можно склеить. Мы же клеим бумагу на занятии по аппликации.
А как мне соединить две короткие ленточки из ткани, чтобы получилась одна длинная?
Ответы детей
Воспитатель: Ленточки из ткани можно сшить.
Сегодня вы узнали, что бумага очень не прочная, она мнется, и поэтому с предметами из бумаги надо обращаться очень осторожно, чтобы их не смять и не порвать.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы пройдете по группе, каждый найдет и принесет нам с Сашей один предмет из бумаги.
Дети расходятся по группе и приносят предметы из бумаги.
Воспитатель: Бумажные предметы вы нашли. А сейчас принесите мне по оному предмету из ткани.
Дети расходятся по группе и приносят предметы из ткани.
Воспитатель: Ребята, книга сделана из бумаги, значит, она не прочная и ее легко можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не хочется смотреть, ее нельзя будет читать. Поэтому вы теперь знаете, что бумага непрочная, легко рвется, и будете с книгами обращаться бережно. И в нашем книжном уголке книги всегда будут красивые, и их приятно будет читать.
Литература.
1) Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью во второй младшей группе» Москва.
«Знакомство с бумагой: её свойства и разновидности».
Программное содержание.
Познакомить детей с разновидностями бумаги. Дать представление о свойствах и качествах бумаги: размокает, мнется, рвется, режется, плавает, гладкая, толстая, шероховатая, тонкая.
Совершенствовать способы обследования бумаги.
Активизировать в речи детей слова: разноцветная, картонный, тонкая, легкая, толстая, шероховатая, гладкая, мнется.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: Составление коллекции бумаги.
Материал: на каждого ребенка небольшие листочки бумаги разных видов, блюдце с водой, ножницы, «корабль»-оригами.
Ход занятия.
Организационный момент. Вводная часть. Мы с вами живем городе, а в городе есть названия улицы. Названия улицы нам нужны, чтобы знать точный адрес проживания. Сегодня мы на занятии отправимся в путешествие по городу Волшебная бумага. В этом городе живут бумажные человечки. Чтобы мы их нашли они нам указали название улицы. Они приглашают нас, познакомится с ними. Они расскажут о свойстве бумаги и для чего нужна бумага человеку. Ну что в путь?
Первая улица. «Разноцветная».
Ребята, что это? (показывает лист белой бумаги, а затем разноцветной бумаги). Правильно это бумага. Какая это бумага? (белая). Молодцы. Какая это бумага? (разноцветная). Повторим все вместе. (разноцветная). А тут в конверте что-то лежит. Достают. Какой это человечек? (эторазноцветный человечек). Берем с собой в путешествие этого разноцветного человечка. В путь.
Вторая улица. «Опытная».
Ребята, что это? (бумага). Какая это бумага возьмите потрогайте. Что мы можем сказать чем она отличается между собой? (эта толстая – показывают картон, а эта тонкая – показывают альбомный листочек). Молодцы. А теперь попробуйте смять тонкую бумагу (дети сминают). А теперь сомните картон (дети сминают). Какую бумагу легко сминать? (тонкую). А почему картон тяжело сминать (потому что он толстый). А вот ещё один конверт. Открывают, достают. Какой это человечек? (толстый из картона – картонный). Повторим все вместе. (дети повторяют) Хорошо. Скажите, ребята, какими свойствами обладает бумага? (её можно смять). Молодцы. Берем с собой в путешествие и этого картонного человечка. В путь!
Третья улица. «Согни и отрежь».
Ребята, посмотрите какую бумагу вы здесь видите? (картон) Ребята, а вот эта цветная бумага называется фольга – потому что она сделана из тоненького слоя металла. Повторите пожалуйста все вместе – фольга. (дети повторяют). Катя как называется эта бумага? (фольга). Молодец. Раяна как называется эта бумага? (фольга). Умница. Ребята возьмите в руки листочек фольги и согните напополам. Как сгибается легко или тяжело? (легко). А теперь возьмите листок картона согните его напополам. Как сгибается картон? (трудно, тяжело), Возьмите листочек фольги и ножницы, отрежьте одну полоску. Как отрезается фольга? (легко). Почему? (тоненькая) Молодцы. Теперь, возьмите листок картона и отрежьте одну полоску. Как отрезается картон. (тяжело, трудно). Почему? (потому что толстый). Значит ребята, какими свойствами обладаетбумага? (её можно сгибать, её можно резать) А вот опять конверт. Открываем. Достаем. Какой это человечек? (из фольги). И его возьмем с собой в путешествие. В путь!
Дорожный знак «Отдых».
Здесь ребята мы отдохнем и поиграем. Превратимся в зайчиков.
Мы как серые зайчата,
Прискакали на лужок.
Прыг-скок, прыг-скок.
Ветер травушку качает,
Вправо, влево наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Прыг-скок, прыг-скок.
Вот как мы поиграли и отдохнули, теперь в путь!
Третья улица. «Потрогай и расскажи».
Какую бумагу мы здесь видим? (заворачивать подарки, бархатная). Правильно. Бумага в которую заворачивают подарки называется – оберточная. Давайте вместе повторим. (повторяют). Ребята проведите рукой по одному листу бумаги и по другому листу. Какая бумага на ощупь? оберточная – гладкая, а бархатная – шероховатая). Почему? (потому что бархатная с ворсинками, а оберточная нет). Ребята, о каких свойствах бумаги мы узнали? (бумага бывает гладкая, бывает шершавая). А вот и конверт. Открываем. Достаем. Какие это человечки? (бархатный и оберточный). Молодцы. Идем дальше!
Четвертая улица. «Эксперимент».
Ребята на этой улице бумага покажет нам волшебные свойства. Возьмите белый листок бумаги. Оторвите от него кусочек. Теперь, возьмите салфетку, Оторвите кусочек. Перед вами блюдца с водой опустите в воду сразу все листочки наблюдайте. (дети опускают листочки в воду). Что происходит с листочками? (белая бумага плавает, а салфетка сразу утонула). Как вы думаете почему? (потому что она быстрее размокла, потому что она мягкая и тоненькая). Молодцы. Ребята, с какими свойствами бумаги мы с вами ещё познакомились? (бумага плавает, бумага тонет, бумагу можно оторвать) А вот и ещё один конверт. Открывают. Достают. Что это? (кораблик). Какой? (бумажный). Молодцы.
Ребята, где мы с вами сегодня путешествовали? (в городе Волшебная бумага). Каких друзей повстречали? (бумажных человечков).Давайте назовем по именам наших бумажных человечков. Первого человечка как зовут? (разноцветный). А второго как? (картонный). Третьего как зовут?(человечек из фольги). А четвертого? (бархатный). И пятого как зовут? (оберточный). Молодцы. С какими свойствами бумаги мы познакомились?(тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, отрезается, мнется, рвется, плавает, тонет). Молодцы. А теперь мы отправим наших друзей домой в город Волшебной бумаги на бумажном кораблике.
Ребята, скажите, что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? (ответы детей). Молодцы. А вот бумажные человечки вам передали подарки (воспитатель раздает бумажные вертушки), чтобы мы поиграли на улице.
Познакомить детей со свойствами бумаги;
Развивать у детей тактильную чувствительность
Обогащать и активировать словарный запас у детей за счет слов определяющих свойства бумаги: картон, толстая, тонкая, гладкая, шероховатая.
Развивать познавательную и творческую активность детей.
Воспитывать у детей любовь к родному поселку, бережное отношение к пищи, развивать эмоциональную сферу ребенка.
Формировать чувство преемственности младших и старших дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программные задачи:
Познакомить детей со свойствами бумаги;
Мнется, рвется, шуршит, размокает.
Развивать у детей тактильную чувствительность
Обогащать и активировать словарный запас у детей за счет слов определяющих свойства бумаги: картон, толстая, тонкая, гладкая, шероховатая.
Развивать познавательную и творческую активность детей.
Воспитывать у детей любовь к родному поселку, бережное отношение к пищи, развивать эмоциональную сферу ребенка.
Формировать чувство преемственности младших и старших дошкольников.
Предшествующая работа
- Работа с бумагой на занятиях по аппликации.
- Ремонт книг.
- Использование пособий из бумаги на занятиях и рассматривание бумаги.
Подготовка к занятиям:
Изготовление панно «Наш поселок».- рисунки детей подготовительной группы, таз с водой, коробочка, бумага разного качества, елочные игрушки, предметы из бумаги …
Раздаточный материал на каждого ребенка: бумага цветная, белая, картон, салфетки.
Ход занятий:
Звучит новогодняя, сказочная музыка (дети заходят в группу).
(На столе елочные игрушки).
Воспитатель: «Ой, ребята! Посмотрите, что это?»
Дети: «Игрушки, шарики».
Восп. «А какие это игрушки?»
Дети: «Елочные».
Восп: «Да, ребята, - это елочные игрушки, ими мы украшали елку на Новогодний праздник. Дети, а кто приходил к нам на праздник в гости?»
Дети: «Душка Мороз! Снегурочка! Снеговик!»
Восп. «А что на празднике мы делали вместе с Дедушкой Морозом?»
Дети: «Пели, танцевали, читали стихи, играли».
Восп. «А давайте дети, вспомним наш веселый хоровод. (Хоровод «Заплясали наши ножки»). Дети, а игрушки эти не простые – волшебные, вот я только прикоснусь к ним, совершится чудо».
Восп. «Ребята, посмотрите, появился волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что в этой коробочке».
(Достаю, показываю альбомный лист, цветную бумагу)
«Что это?»
Дети: «Это бумага»
Восп. «Какого цвета?»
Дети: «Красного, желтого, синего, зеленого цвета».
Восп. «посмотрите, какая это бумага – толстая или тонкая? Потрогайте ручками. Как вы думаете, какая она?»
Дети: «Тонкая».
Восп. «А теперь пощупайте вот эту (даю картон). А какая это бумага толстая или тонкая?»
Дети: «Толстая».
Восп. «Эта бумага называется картон. Как называется эта бумага?»
Дети: «Картон».
Восп. «А теперь возьмите тонкую белую бумагу и сожмите вот так, в комочек. Что получилось?»
Дети: «Шарик, мячик, снежок».
Восп. «Что мы с вами сделали с бумагой?»
Дети: «Смяли».
Восп. «Значит бумага мягкая, она легко мнется. Какая бумага?»
Дети: «Бумага мягкая и мнется легко».
Восп. «А сейчас возьмите картон и попробуйте смять его так же как и белую бумагу- в комочек. Что получилось? Легко она мнется?»
Дети: «Нет».
Восп. «Почему трудно смять? Потому что картон толстый, а бумага белого цвета- тонкая. Ребятишки! А теперь возьмите в руки цветную давайте сделаем из нее красивые дорожки. Вот так (показывать путем обрывания, дети так же рвут полоску.) Что мы сделали?»
Дети: «Рвали».
Восп. «Значит бумага еще и рвется, мнется и шуршит. Давайте проверим? (дети шуршат).Итак мы узнали, что бумага рвется, мнется и шуршит, бумага бывает толстая и тонкая»
Ребятки! А бумага может быть гладкой и шероховатой. Давайте найдем шероховатую бумагу. Погладьте рукой вот этот листок, посмотрите как хорошо скользит рука. Какая это бумага гладкая или шероховатая».
Дети: «Гладкая».
Восп. «А что мы можем об этой бумаге сказать. Пощупайте ее, также скользит рука?»
Дети: «Нет».
Восп. «Значит это бумага какая?»
Дети: «Шероховатая».
Восп. «А теперь подойдите к этому столику. Возьмите кусочек бумаги в руку и опустите в воду. Что произойдет с бумагой? Какая она стала? Давайте понаблюдаем».
Дети: «Мокрая».
Восп. «Правильно- мокрая, бумага может размокнуть порваться.
Дети! Что можно сделать из бумаги?»
Дети: «Книги, газеты, тетради, журналы, бумажные игрушки, коробки, салфетки».
Восп. «Правильно вы сказали, книги тоже делают из бумаги, но мы с вами узнали, что бумага мнется, рвется, размокает, значит, к книгам нужно относиться бережно, аккуратно. Как нужно относиться к книгам?»
Дети: «Бережно, аккуратно».
Восп. «Молодцы, ребята! А теперь я опять прикоснусь к волшебным игрушкам. А чтобы чудо произошло, закройте глазки! Ой, ребята! Посмотрите, бумажные салфетки превратились в снежинки. Давайте с ними поиграем. Положите снежинку на ладошку, посмотрите какая она красивая, воздушная, легкая, давайте на нее подуем (Дуют). Что с ней произошло?»
Дети: «Она полетела».
Восп. «Значит она какая?»
Дети: «Легкая».
Восп. «Давайте с вами покружимся как снежинки (звучит музыка, дети кружатся).Детки, как снежинки легкие, воздушные, они летают, порхают и т.д.(Физ. минутка «На полянку, на лужок»).
Восп. «Спасибо вам волшебные игрушки, что вы порадовали нас. Ребята, а волшебные игрушки нам еще сюрприз подготовили. Посмотрите, какой красивый наш поселок. Его нарисовали детки подготовительной группы. А на празднике всегда бывает салют! Давайте и мы сделаем сейчас салют над нашим поселком. А делать салют мы будем из салфеток, они не простые, они разноцветные. Скажите, какого цвета эта салфетка?»
Дети: «Красного».
Восп. «А эта?»
Дети: «Синего».
Восп. «Как вы думаете, а эта, какого цвета?»
Дети: «Зеленого».
Восп. «И еще одна, какого цвета?»
Дети: «Желтого».
Восп. « Из каждой салфетки можно сделать красивые огоньки. Посмотрите, надо взять салфетку смять ее в комочек и получится красивый желтый огонек.
«А теперь, вы возьмите салфетку и сделайте салютики огоньки ».
«Молодцы, ребята! Много сделали огоньков. Давайте посмотрим как огоньки взмывают в небо (дети подбрасывают салютики вверх)»
«А теперь, поднимите салютики и давайте приклеим их высоко в небе над нм поселком (во время выполнения работы звучит музыка «Сюрприз»)».
Восп. «Ребята! Какой красивый у нас салют! Из чего мы сделали огоньки?»
Дети: «Из салфеток, бумаги».
Восп. «Почему мы смогли из салфетки сделать огоньки салюта?»
Дети: «Потому, что бумага мягкая и легко мнется».
Восп. «Давайте, порадуемся салюту.(Дети прощаются и уходят)».
Муниципальное бюджетное
Дошкольное общеобразовательное
Учреждение д/с №40 п.Забойского
Муниципального образования
Славянский район.
Конспект
по ознакомлению
детей со свойствами
бумаги во II- младшей группе
Опыт работы воспитателя:
Мезинок Любови Николаевны.
Конспект занятия.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
в подготовительной группе.
Тема: «Знакомство с бумагой и ее свойствами»
Цель:
Расширение и закрепление представлений по теме: «Знакомство с бумагой». Развивать активный и пассивный словарь по теме.
Программное содержание:
Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Использование бумаги в жизни человека. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно - следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой. Выполнение из бумаги различных поделок. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Развивать внимание, память, мышление.
Словарь и грамматика:
Развивать словарь по данной теме. Умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов - антонимов, подборе определений, в загадывании загадок, образных выражений и сравнений.
Связная речь:
Учить детей развивать сюжет предложенный воспитателем, продолжать работать над предложением.
Оборудование:
Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон и др.). Предметы, изготовленные из бумаги. Емкость с водой. Оборудование для конструирования из бумаги.
Предварительная работа:
Заранее организуется экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части занятия. Загадки о предметах, выполненных из бумаги. «Чудесный сундучок».
Ход занятия:
. Дети входят в группу:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг - другу и подарите свои улыбки гостям.
Начнем наше занятие. Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.
. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет - заметочку кладет (Бумага)
Правильно ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы детей)
В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете. Где еще применяют бумагу? (ответы детей)
Правильно ребята, бумагу используют по-разному, а еще у каждой бумаги свое название.
. Давайте поиграем с сундучком
Я листочки положила в разноцветный сундучок
Ну-ка (имя ребенка) вынь листок и назови.
(Дети достают из сундучка листы бумаги, называют его (например, калька) и рассказывают для чего ее используют).
Молодцы, все верно назвали. А сейчас подумайте и назовите предметы, которые могут быть сделаны из бумаги? (дети перечисляют). Ребята давайте посмотрим, а что еще в чудесном сундучке? А тут вот еще, сколько разных предметов! Может вы знаете про них загадки? (Один загадывает, а остальные отгадывают и находят предмет в сундучке).
Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Слушайте задание, пройдите по групповой комнате, найдите и принесите по одному предмету, сделанному из бумаги.
(Дети приносят предметы и раскладывают их на столе, сами садятся на стульчики вокруг стола).
Ребята вы принесли разные предметы, а про какие предметы можно сказать:
-бумажный (конверт, пакет, стаканчик)
-бумажная (салфетка, коробка)
-бумажные (игрушки, цветы)
(ответы детей: бумажный стаканчик…)
А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим. Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги).
Ребята возьмите листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся бумага одинаковая? Нет. Чем отличается? (ответы детей)
Поиграем в игру.
. «Подбери пару»
Возьмите по одному листочку. Один покажет всем свой листок со словами: «Бумага бывает...(например, гладкая). А кто-то другой ему ответит: «..а бывает бумага (например, шершавая)». Дети играют.
Воспитатель: Молодцы, не ошиблись и все справились.
1.А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу)
У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).
Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага мнется».
2.А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется».
3.Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага намокает и распадается».
Ребята посмотрите на наш экран. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает.
Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги. На следующих занятиях узнаем и другие свойства бумаги.
А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Чтобы больше узнать про бумагу я принесла вам вот такой альбом. Мы его рассмотрим после занятия. В нем собраны иллюстрации необычных вещей сделанных из бумаги-это называется бумагапластика.
На занятиях мы тоже учимся делать разные игрушки из бумаги. Давайте подойдем к столу и попробуем сделать голубка, которого мы научились делать на прошлом занятии (дети делают голубей и украшают ими веточки в вазе).
Ребята, если бы кто-нибудь из вас захотел сделать такую композицию, долго ему пришлось бы трудиться! Каждый сделал одного голубка, а все вместе-замечательную композицию в вазе. Она будет украшать нашу группу. Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе. Сегодня на нашем занятии вы играли, работали в мастерской и узнали разные свойства бумаги. Перечислим их еще раз (дети перечисляют - вся бумага мнется, рвется, намокает). А наше занятие окончено.
Цели:
Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).
Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека.
Ввести в активный словарь детей слова: бумага, бумажный, прочная.
Заинтересовать детей работой с бумагой.
Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать любознательность, бережливость.
Оборудование:
Кукла «Бумажная Фея» выполненная из разнообразных видов бумаги.
Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, конфетные фантики).
10 толстых альбомов для рисования.
Емкость с водой.
Полотенце.
Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, разукрашка, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.)
Оборудование для конструирования из бумаги.
Ход занятия:
Ребята, взгляните, кто у нас сегодня в гостях. (Показ куклы). Это Фея Бумага из Бумажной страны. В этой стране все сделано из бумаги: и дома, и одежда, и транспорт и все-все-все. Посмотрите внимательно на саму Фею. Даже она сама сделана … из чего? Из бумаги. А из какой именно бумаги, можете назвать? Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги.
В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?
Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»
Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.
Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.
Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»
Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».
А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.
Опыт «Сминание бумаги»
Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось? Потому что дерево, из которого сделан стол – прочное, а бумага – непрочная.
Опыт «Разрывание бумаги»
Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее бумаги.
Опыт с водой и бумагой
Положите листочки бумаги в воду. Смотрите, салфетки сразу размокли. Попробуем взять их руками. Что произошло?
Они порвались? Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Мы еще раз посмотрим на нее в конце занятия.
А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.
Вы обратили внимание, что одну бумагу смять легко, а другую – трудно? Одну бумагу разорвать легко, а другую – сложно? Покажите обрывки бумаги, которую вы легко разорвали? А какая бумага разрывалась трудно? Как вы думаете, с чем это связано? Тонкую бумагу легче смять и разорвать. А толстую бумагу труднее смять и разорвать.
Динамическая пауза «Бумажные фантики»
Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели.
(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет)
Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял.
(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Садятся на корточки)
Мы все фантики возьмем
(Складывают фантики в коробку)
И в коробку отнесем.
Беседа о бумаге
Бумажная Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.
Конструирование из бумаги «Цветные шарики-комочки»
Дети сминают разноцветные салфетки в комочки округлой формы.
Дыхательная гимнастика
Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Конструирование из бумаги «Венок»
Дети скручивают из салфетки зеленого цвета длинный жгутик, затем наклеивают на него скатанные из салфеток разного цвета шарики (цветочки). Воспитатель помогает детям свернуть жгутик в колечко и закрепить (склеить).
Наша встреча с Бумажной Феей подходит к концу. Взгляните на нашу бумагу в воде. Что с ней произошло? Можно ее еще использовать. На прощанье поиграем.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга
Бумажный стул
Бумажный кораблик
Бумажное полотенце
Бумажная обувь
Бумажное пальто
Бумажная газета
Ну, что ж, пора прощаться с Феей Бумагой. Что мы скажем на прощанье? А еще пообещаем Фее беречь бумагу и бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.