Пословицы к малыш и карлсон. «Лучшая в мире проказница (сказки А.Линдгрен)
Сочинение
Астрид Линдгрен, дважды удостоенная премии Андерсена, самой крупной международной премии за лучшие детские книги, известна всему миру. Карлсон, который живет на крыше и который повадился прилетать к Малышу, самому обыкновенному стокгольмскому мальчишке с голубыми глазами и разорванными на коленках штанишками, давно залетает в го сти и к японцам, и к индейцам, и к албанцам, и к еврееям - ко всем, невзирая на национальность.
Но вдруг ребята, читая о его проделках, начнут ему подражать: кидать горшки с цветами из окон, или взрывать игрушечные паровые машины, или засасывать пылесосом тюлевые занавески, или резать простыни, чтобы играть в привидения? Что и говорить, Карлсон только и делает что проказничает. Недаром он сам заявляет с гордостью: "Я лучший в мире проказник". Так нужна ли такая книга, где детям, как считают некоторые строгие дяди и тети, подается дурной пример?
Чтобы разобраться в этом, прежде всего необходимо понять, кто же он такой, этот Карлсон, который живет на крыше? Ответить на этот вопрос не так-то просто, потому что Карлсон - чудо. Да, да, живое чудо сказки, но сказки особой, без фей и домовых, без волшебных превращений... И Карлсон, как всякое чудо, не имеет разумного объяснения, тут ничего не поделаешь, так всегда бывает с чудесами.
В Карлсоне очень много разных, совершенно противоположных черт. И все эти черты хорошо знакомы ребятам, потому что они их часто подмечали друг в друге и смеялись над ними. Капризничать, обижаться, врать, хвастаться, быть обжорой - все это типично детские недостатки. Те недостатки, которые обычно проходят с возрастом. Выходит, Карлсон - это воплощение всех детских недостатков, показанных крупным планом. Он как бы их персонификация. Но ведь с тем же успехом можно сказать, что он живое воплощение всех детских достоинств: безудержного, неисчерпаемого веселья, неистощимой энергии, неиссякаемой любознательности, активной отзывчивости, раскованной непосредственности, наивного бескорыстия. Он в той же мере и их персонификация. Значит, Карлсон - это просто воплощенное детство, показанное во всех его противоречиях, переливах, борениях, со всеми присущими ему милыми и вместе с тем смешными сторонами.
Читатели постепенно взрослеют. Если сначала они смеются над проделками Карлсона, его шалостями и проказами, то с годами уже начинают смеяться над ним самим - над его беззастенчивым хвастовством, которое всегда обнаруживается, над его наивным враньем, которое всегда разоблачается, над его безмерным обжорством, над его непоседливостью, нетерпением, обидчивостью. А если эти черты сами по себе вызывают смех, то это означает, что ребята понимают смешную сторону детского поведения, что они становятся взрослее. Ведь Карлсон, который в отличие от Малыша, переходящего с каждой повестью из класса в класс, не меняется на протяжении всех трех историй, становится для взрослеющих ребят как бы пародией на их детство, которое уходит, и превращается для них в увеличительное зеркало, отражающее весь комизм, всю смехотворность их еще не до конца преодоленного детского поведения. И этот взгляд на самих себя как бы со стороны помогает им быстрее освободиться от всего смешного. Ведь смеясь над Карлсоном, ребята в какой-то мере смеются и над собой, над собственными слабостями и недостатками. Получается, что читать книгу про "лучшего в мире проказника" не только не вредно и не опасно, а, напротив, полезно. Это чтение учит глядеть на себя критически и смеяться над тем, что смешно. Научиться этому весьма трудно, но без этого умения еще труднее идти вперед. Так "лучший в мире проказник" неизбежно превращается в "лучшего в мире воспитателя". И воспитывает он смехом. Смех - замечательный воспитатель, любимый ребятами, хотя и беспощадный.
Прощаясь с детством, подрастающие читатели "Карлсона, который живет на крыше" не прощаются со своим любимым героем, потому что расстаться с ним так же трудно, как трудно расстаться с детством. Многие смешные фразы Карлсона, с которыми люди познакомились в детстве, долго не забываются и могут пригодиться во взрослой жизни куда чаще, чем кажется.
Астрид Линдгрен убеждена, что добрые, умные, веселые истории, прочитанные в детстве, такие как "Малыш и Карлсон", в которых открываются чудеса повседневной жизни и суть людских отношений, помогут юным читателям вырасти хорошими, честными, справедливыми, смелыми людьми. Она обращается к ним с любовью и надеждой как к завтрашним взрослым, от которых в конечном счете зависит судьба мира.
Главные герои книги «Малыш и Карлсон» — семилетний мальчик, которого родители зовут просто Малыш и забавный человечек по имени Карлсон, который живет на крыше и умеет летать. Малыш жил в большой и дружной семье. У него были и мама и папа, а также старшие брат и сестра. Но у Малыша не было друга, и он очень обрадовался, когда однажды к нему на подоконник прилетел Карлсон. Маленький веселый человечек с пропеллером на спине не любил тихой жизни, и ему все время хотелось устраивать разные проказы.
За очень короткое время друзья сумели взорвать паровую машину, погулять по крышам, где до смерти напугали двух воров и сотворить еще много других шалостей. Причем всякий раз после шалостей Карлсон умудрялся вовремя исчезнуть, и виноватым в глазах родителей оказывался Малыш. Родители ни в какую не хотели верить в существование Карлсона. Но на дне рождения Малыша вся семья, наконец, познакомилась с маленьким летуном.
Для присмотра за Малышом родители наняли домоправительницу, фрекен Бок, которую мальчик называл «домомучительницей». Вместе с Карлсоном они всячески разыгрывали строгую домоправительницу и подшучивали над ней. Но в конце концов, они помирились с фрекен Бок, и той очень понравился маленький важный человечек, который так забавно летал, жужжа своим пропеллером.
Таково краткое содержание книги.
Главная мысли книги «Малыш и Карлсон» состоит в том, что маленьким детям обязательно нужны друзья, близкие им по духу и по кругу интересов. Ни родители, ни другие взрослые не смогут заменить детям общения со сверстниками. Карлсон, этот веселый человек без возраста, обладал замечательной чертой характера – он был симпатичен всем, и детям и взрослым и даже строгой фрекен Бок. Книга учит быть внимательными к детям и их интересам, чтобы не допустить перекосов в характере подрастающего маленького человека.
В книге мне понравилась фрекен Бок, которая поначалу казалась очень строгой женщиной с несносным характером, а, в итоге, выяснилось, что она может быть очень даже дружелюбной.
Какие пословицы подходят к книге «Малыш и Карлсон»?
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Нет друга, так ищи, а найдешь — береги.
Чудесами мир славится.
Тема : А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Класс: 2 «В»
Цель: Ознакомление с произведением А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Задачи:
О.: познакомить учащихся с произведением А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», его героями.
Р.: развивать читательские навыки, прививать любовь к чтению, любознательность.
В.: воспитывать любовь к сказке, доброту желание и умение совершать добрые поступки; формировать представление о дружбе и друзьях.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, портрет автора, презентация об авторе, отрывок из мультфильма «Малыш и Карлсон» (СССР, 1957), 4 листа бумаги формата А3, оценочный лист на группу, ватман, Карлсон с разным настроением, кулак с большим пальцем вверх по количеству учащихся, учебник литературного чтения 2 класс (К. Х. Жаданова, Е. Д. Бражникова).
Ход урока:
Организационный момент. Время: 2-3 мин
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор!
Сегодня на уроке мы не только познакомимся с очень интересным произведением, но и поработаем в группах. А что нужно для того чтобы работа в группе была слаженной и эффективной? (ответы учащихся)
Слайд 1.
Говори спокойно и ясно;
Говори только по делу;
Говори по очереди;
Реагируй на критику спокойно;
Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
Убедись, что в разговоре участвует каждый;
Обращайся к другу по имени.
Я прошу вас обратить внимание на то, что оцениваться будет не только работа группы в целом, но и работа каждого из вас. Для этого у вас на столах лежит оценочный лист:
Ф. И. О. учащегося
Индивидуальная работа
Работа в группе
Итоговая оценка
1
8
В первый столбик вы вписываете свои фамилии. Работая в процессе урока (при чтении текста, ответы на вопросы учителя, подведение итогов и выводов и др.), анализируйте не только свою работу, но и работу других членов группы. В конце урока в графе «индивидуальная работа» ставится оценка каждого учащегося за его работу в ходе урока. В столбике «работа в группе» оценка ставится, учитывая пользу, принесенную ребенком во время выполнения групповых занятий. В последний столбик ставится итоговый балл, который, по мнению учащегося и членов группы, он заработал за весь урок. Итоговая оценка будет учитываться при выставлении оценки за урок.
Я рассчитываю на вашу честность, объективность и непредвзятость, но, тем не менее, я также буду следить за вами весь урок и делать для себя пометки, оценивая вашу работу.
Я надеюсь, что у нас не будет сегодня детей, которые ничего не сделав поставят себе хорошую оценку.
Вывод: провела настрой на урок; объявила тему урока.
Актуализация знаний. Время: 5-6 мин
А сейчас, ребята, посмотрите все внимательно на доску. Предлагаю вам расшифровать данное словосочетание. Это позволит вам узнать тему сегодняшнего урока. Слайд 2.
ШЫЛАМ И НОСЛРАК
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением шведской писательницы Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Слайд 3-4.
Наш урок мы начнем со знакомства с автором данной сказки Астрид Линдгрен.
Просмотр презентации. 2 мин .
Слайд 5. Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке.
Свое детство Астрид считала необыкновенно счастливым. На фотографии отец Самуэль Август Эриксон, мать Ханна и четверо детей: Гуннар, Астрид, Стина и Ингегерд.
Слайд 6. В школе Астрид хорошо училась, а особенно давалась девочке-выдумщице литература. Одно из ее сочинений было даже опубликовано в газете ее родного городка.
Слайд 7. Астрид Линдгрен вспоминала, что когда дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. И однажды перед сном дочка попросила Астрид рассказать ей о Пеппи Длинный чулок. Астрид не спрашивала кто это, просто начала рассказывать удивительную историю об удивительной девочке.
Слайд 8-9. А в марте 1944 года Астрид Линдгрен вывихнула ногу, и врачи велели ей три недели не вставать с постели. Согласитесь: лежать три недели очень скучно. Астрид придумала себе занятие. Она начала записывать сказку, которую рассказывала своей дочери, сказка - "Пеппи Длинный чулок". Книжка молниеносно стала популярной.
Слайд 10-11. Детская писательница стала первой женщиной, которой при жизни был поставлен памятник – он находится в центре Стокгольма. Астрид присутствовала на торжественной церемонии его открытия.
Слайд 12. Одним из самых популярных произведений Астрид Линдгрен является сказка о приключениях самого обыкновенного мальчика по прозвищу Малыш и самого необыкновенного Карлсона, который живет на крыше.
Скажите, пожалуйста, знакомы ли вам герои данного произведения?
Что вы знаете о них?
Предполагаемые ответы : герои – Малыш и Карлсон, они друзья. Карлсон – веселый, умеет летать, сладкоежка. Малыш – мечтает о собаке, открытый.
Знаете ли вы, как возникла идея создания данной сказки? (ответы учащихся)
Идею создания "Карлсона, который живет на крыше" писательнице подсказала дочка. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые. Так появился Карлсон - красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил.
Вывод: познакомились с биографией автора, историей создания произведения.
Работа по теме урока. Время: 18-20 мин.
Слайд 13 .
Итак, в городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная семья по фамилии Свантесон.
Ребята, как вы думаете, сколько человек составляют данную семью? (ответы учащихся)
Предполагаемые ответы : мама, папа, Малыш, другие дети (сын/дочь), бабушка/дедушка.
Откройте ваши учебники на стр. 147. Найдите ответ на мой вопрос в первом абзаце первой главы. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят – Боссе, Бетан и Малыша или как его зовут на самом деле Сванте .
Чтение отрывка от слов «Я вовсе не самый обыкновенный малыш…» до слов «…самый обыкновенный мальчик» .
Слушание аудиозаписи с описанием Боссе и Бетан .
Но было в доме и не совсем обыкновенное существо. Давайте узнаем, кто это, как выглядит и где живет. Для этого прочтем отрывок на стр. 147-148.
От слов «Во всем доме есть…» до слов «…когда ты пролетаешь мимо» . Чтение начинает учитель, продолжают учащиеся. 6 мин .
Итак, кто же такой Карлсон? Где он живет? Что в нем необыкновенного? (ответы зачитываются учащимися)
Карлсон – это маленький толстенький самоуверенный человечек в самом расцвете сил, который живет на крыше и умеет летать при помощи моторчика с пропеллером на спине, приходящего в движение после нажатия кнопки на животе.
А как же познакомились наши герои? Узнать это нам поможет отрывок их мультфильма.
Просмотр отрывка из мультфильма («Союзмультфильм» 1957 г.) 3 мин .
Вот так произошло знакомство главных героев сказки Астрид Линдгрен. А знаете, что произошло дальше? Дальше произошло то, что характеризует Карлсона как друга. Предлагаю вам прочесть этот отрывок в учебнике и, подумав, ответить на вопрос, какой Карлсон друг.
Чтение отрывка на стр. 151-152 . 2 мин .
Словарная работа :
Денатурат – особый спирт, горючее для игрушечной паровой машины Малыша.
Что мы можем сказать о Карлсоне? Правда ли он лучший в мире специалист по паровым машинам или он обманул Малыша? Докажите.
Итак, мы с вами выявили одну из особенностей Карлсона. Он лжец, упрямец, все делает по-своему. А что мы можем сказать о Малыше? (ответы учащихся)
Предполагаемые ответы : Малыш наивный, доверчивый, легко поддается влиянию со стороны, слабохарактерный, но в то же время находчивый, сообразительный. (Быстро потушил огонь, не растерялся)
Предполагаемые ответы : Карлсон заинтересуется чем-нибудь другим; они сломают машину; Малыш не разрешит Карлсону завести машину и т.д.
Сейчас я предлагаю вам еще раз в группе обсудить все мнения и выбрать один из вариантов развития событий. После этого, на листе А3, который лежит у вас на партах, нарисуйте то, что у вас получилось.
Вывод : познакомились с героями произведения, их описанием и эпизодом из дружбы Карлсона и Малыша; сформировала у учащихся представление о характерах главных героев.
Работа в группах. Время: 10-12 мин.
Предполагаемые ответы : придет кто-то из членов семьи и заберет машину; они поиграют и найдут другое занятие; сломают машину и т.д.
Вы предложили различные варианты, а теперь мы поработаем в группе. Для начала еще раз все обсудите, выберите один вариант из всех предложенных и нарисуйте продолжение сказки.
Самостоятельная работа учащихся. 5 мин .
Презентация готовых работ. 4 мин .
Чтобы узнать насколько правильно вы ответили на поставленный вопрос, дома вы прочтете продолжение сказки, а на следующем уроке мы сравним ваши иллюстрации с содержанием произведения.
Домашнее задание : стр. 152-155 – читать, в тетрадь выписать положительные и отрицательные качества Малыша и Карлсона.
Вывод : активизировала любознательность учащихся, их мышление и воображение, что позволит плодотворно продолжить работу по теме на следующем уроке.
Рефлексия. Время: 3-5 мин.
Вывод : провела оценивание учащимися своей работы, работы группы и всего урока в целом.
Резерв: задание по группам.
Подобрать пословицу к данному отрывку:
I группа : стр. 149-150. От слов «Малыш облокотился о подоконник…» до слов «…ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие толстые человечки».
Ответ : Свалился как снег на голову.
II группа :
III группа :
IV группа :
В 1988 году Академия наук СССР назвала в честь Астрид Линдгрен астероид №3204. Говорят, в ответ на это Астрид воскликнула: «Ну, теперь вам придется называть меня Астероид Линдгрен!» Астероид был обнаружен российским астрономом Николаем Степановичем Черных 1 сентября 1978 года.
Однако астероид – не единственное, что связывает Астрид Линдгрен с астрономией. Первый шведский микро-спутник, запущенный из России в 1995 году, называется «Астрид-1», а установленные в нем приборы носят имена персонажей книг Астрид Линдгрен.
Но и это еще не все! В 2006 году шведский астроном Мари Родбо убедила Международный астрономический союз (МАС) назвать в честь Астрид Линдгрен кратер на Венере (поскольку кратеры на Венере принято называть в честь выдающихся женщин или богинь).
На аверсе купюры достоинством 20 шведских крон будет размещён портрет Астрид Линдгрен.
В 1991 году в честь писательницы назван созданный в Дании сорт роз: "Astrid Lindgren".
В Швеции фамилия Карлсон третья по распространённости. В 2008 году в Швеции были зарегистрированы 201 681 носителей этой фамилии.
На родине Карлсона, в Швеции, его ужасно не любят, считая злобным, хамоватым, нарушающим покой и порядок, персонажем.
В парке «Юнибакен», который еще называют домом сказок Астрид Линдгрен, есть 15-минутный аттракцион: поезд проезжает из одной сказки в другую. Так вот "Карлсону" в нем уделено всего 30 секунд. Что является еще одним доказательством нелюбви шведов к этой чудесной сказке.
В России любовь зрителей к герою Астрид Линдгрен сами шведы считают заслугой переводчика Лилианы Лунгиной, которую называют «русской мамой Карлсона». Русский перевод книги вышел в 1957 году.
Если верить шведам, советские мультики про Малыша и Карлсона были первой экранизацией бессмертного произведения Астрид Линдгрен. Экранизированы были только две книги из трех.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "А. Линдгрен "Малыш и Карлсон"
Пилимон Екатерина Андреевна, учитель начальных классов государственного учреждения образования "Средняя школа № 40 г. Витебска"описание работы: Данная разработка будет полезна для учителя, работающего в 3 классе. Урок предусматривает работу с различными анализаторами: зрительным и слуховым. Учащиеся знакомятся с творчеством А.Линдгрен, слушая рассказ учителя, аудиозапись сказки, рассматривая выставку книг, работая с презентацией. В уроке много сюрпризных моментов, которые повышают интерес к уроку.
Конспект урока литературного чтения
«А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
(1 урок по теме)
Цель:
1. совершенствовать навык осознанного чтения, умения читать вслух и молча, находить заданный отрывок в тексте; формировать представление о творчестве А. Линдгрен
2. обучать размышлению над прочитанным, составлению характеристики персонажа по опорным словам
3. содействовать развитию речи, творческих способностей учащихся
Оборудование:
Игрушка Винни – Пух; горшочек; конфеты; карточки с вопросами; сетка кроссворда; маркер; презентация; «банка» с надписью «варенье»; аудиозапись сказки; портрет писательницы; книги с историями о Карлсоне; картинка с изображением Карлсона; слова-характеристики Карлсона; картинка с изображением Малыша; картинки к повести; надпись на доске: «Спокойствие, только спокойствие! Дело-то житейское!»; сигнальные карты.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (на экран проецируется титульный слайд с записью: "Творчество Астрид Линдгрен для детей")
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Известно всем, тарам-парам,
На то оно и утро!
- А в гости не принято ходить хмурыми, поэтому улыбнемся себе и своему соседу и отправимся в далёкое путешествие вместе! (на экран проецируется слайд с изображением Винни-Пуха и его друзей)
2. Проверка д/з
- Не с проста наш урок начался с веселых сочинялок Винни - Пуха, ведь 2 урока подряд мы знакомились с историями, где главным героем был этот забавный медвежонок-сладкоежка. (на экран проецируется слайд с изображением Винни-Пуха, который кушает мёд)
- У Винни – Пуха было много друзей, с которыми он охотно делился всеми своими сокровищами. А самым ценным сокровищем для него было что?
- Правильно, мёд! Но у настоящих друзей принято не просто что-то брать, а меняться, вот и наш Винни хочет с вами поменяться. Мёда, к сожалению, он еще не добыл, а вот конфет у него целый горшочек! Медвежонок с удовольствием обменяет конфетку на правильный ответ на вопрос (к конфетам прикреплены карточки с вопросами по произведению)
Кто назвал меня Винни-Пухом? (на экран проецируется слайд с записанным вопросом) (Кристофер Робин (на экран проецируется слайд с изображение Кристофера Робина и подписью: "Кристофер Робин"))
Кто мой самый лучший друг? (на экран проецируется слайд с записанным вопросом) (Пятачок (на экран проецируется слайд с изображением Пятачка и подписью: "Пятачок"))
Что потерял Иа-Иа? (на экран проецируется слайд с записанным вопросом) (хвост (на экран проецируется слайд с изображением ослика и прикреплённым хвостом))
Какой подарок я сделал Иа на день рождения? (на экран проецируется слайд с записанным вопросом) (полезный горшочек (на экран проецируется слайд с изображением горшочка))
В какую игру мы играем с крошкой Ру? (на экран проецируется слайд с записанным вопросом) (Чехарда (на экран проецируется слайд с изображением играющих Винни-Пуха и его друзей))
- Молодцы! На все вопросы ответили.
- Сегодня у Винни праздник и он решил пригласить своих друзей в гости. Но так как все они живут далеко, то добираться им придется на поезде. (на экран проецируется слайд с изображением поезда) А чтобы никто не потерялся, давайте рассадим друзей по вагонам в таком порядке, в котором записаны их имена в кроссворде.
(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит Ру)
(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит сова)
(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит Кенга)
(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит Робин)
(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит Кролик)
(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит Тигра)
(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит Пятачк)
(Ру, Сова, Кенга, Робин, Кролик, Тигра, Пятачок)
- Отлично, мы помогли друзьям занять места в вагонах, теперь они все точно не заблудятся! Давайте их проводим и пожелаем хорошо провести время.
3. Вступительное слово учителя
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по замечательной сказочной стране и побываем в городе Стокгольм, а заодно будем совершенствовать свои навыки чтения. (на экран проецируется слайд с изображением самолёта и подписью: "Путешествие в Стокгольм")
- Стокгольм - один из самых крупных скандинавских городов, раскинувшийся на островах у побережья Балтийского моря. (на экран проецируется слайд с изображением карты) Город называют «Красавцем на воде», ведь он расположен на 14 островах, связанных между собой мостами. Здесь везде вода и поэтому летом город утопает в зелени. (на экран проецируются слайды с изображениями видов Стокгольма)
- В Стокгольме проживает около 1,6 млн. чел. Несмотря на это, улицы и парки города удивительно чистые, и прямо в центре можно купаться и ловить рыбу. В самом центре Стокгольма на острове Юргоден (на экран проецируется слайд с изображением острова Юрдоген) находится детский музей сказок. На большой поляне расположен «городок» Юнибаккен (на экран проецируется слайд с изображением музея "Юнибаккен), в котором живут разные сказочные герои. С одним сказочным жителем этой детской страны мы сегодня познакомимся поближе. (на экран проецируются слайды с изображениями фотографий из музея Юнибаккен)
- Кто же он, поможет нам узнать загадка:
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый...(Карлсон)
.
- Правильно, это Карлсон! Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведением Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (на экран проецируется слайд с изображением Карлсона)
(стук в дверь, входит подготовленный переодетый в Карлсона ребенок)
- К: Здравствуйте, ребята! Мне мама всегда говорила, что надо быть вежливым. А вас мамы учили быть вежливыми? Тогда давайте дружно, громко поздороваемся. Здравствуйте, ребята! (Чихает)
- У: Что случилось? Ты простудился? (Спрашивает учитель)
- К: Что случилось, что случилось? У меня на крыше дождь случился. Карлсончик дорогой весь до ниточки промок. Теперь я заболею! Ты (показывает на сидящего в классе переодетого в Малыша ученика) должен стать мне родной матерью и уговорить меня выпить лекарство!
- М: Какое такое лекарство?
- К: Фу, какой ты глупый мальчишка! Конечно же, это варенье, малиновое варенье!
- М: Но ведь осталась всего одна банка…
- К: Но ведь ты обещал стать мне родной матерью! Друг погибает, а тебе варенья жалко?!
- М: Нет, что ты! Бери, конечно!
- К: О, случилось чудо! Друг спас жизнь друга! Ну а теперь я хочу немного поразвлечься. Эй, мальчишки и девчонки, шалить будем?
!!!ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!
Поскачите, попляшите,
Тихо сядьте, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь!
(костюмированные герои садятся за парты)
Автором сказки является шведская писательница Астрид Линдгрен. (на экран проецируется слайд с изображением портрета А.Линдгрен) Свои произведения Астрид писала сначала для своих детей. Однажды ее дочь заболела, стала часто капризничать, и находчивая мама на ходу начала придумывать истории. Так появилась Пеппи – Длинный Чулок, истории о Малыше и Карлсоне. На Родине Астрид Линдгрен называют «Волшебница из Швеции»
4. Работа с текстом
ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ГЛАВЫ 1
- Покажите, какие вы воспитанные слушатели. Я буду читать, а вы внимательно слушайте и следите
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ:
- Понравилось ли вам услышанное? Чем?
- Как вы думаете, зачем писательница, рассказывая о малыше, несколько раз повторяет слово «обыкновенный»? (для того, чтобы убедить читателей в том, что такая история могла бы случиться с каждым)
- Чем необычно имя мальчика? (детей не называют так)
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
виды чтения:
- комбинированное (учитель-хором-по цепочке)
- выборочное (ответы на вопросы)
- Ребята, сейчас мы с вами будем самостоятельно читать главу из повести. Давайте подготовим наши глазки и сделаем физкультминутку для глаз.
- Итак, я начну читать, а кто-то будет продолжать.
- Читаем хором.
- Читаем по цепочке.
- Молодцы, спасибо!
- Давайте послушаем, как произошло знакомство Малыша и Карлсона (звучит аудиозапись сказки (на экран проецируется слайд с изображением Карлсона)
- Каким вы увидели Малыша? (очень одиноким)
- Как изменилось ваше настроение с появлением Карлсона?
- Найдите описание Карлсона, прочитайте.
- Вспомните м/ф о Карлсоне. Как бы вы могли его охарактеризовать? (слова-характеристики)
- Как Карлсону живется на крыше, прочитайте.
5. Итоги урока
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
- Понравилась ли вам история?
- Что особенно запомнилось?
6. Рефлексия
- В мире литературы принято выражать благодарность лучшим писателям за их труд различными наградами и премиями. Астрид Линдгрен была удостоена высшей премии имени Г. Х. Андерсена. А мы сейчас с вами поблагодарим писательницу нашими цветными ладошками: кому история очень понравилась, помашите зеленой; кто остался равнодушен – помашите желтой, а кому было совсем неинтересно, помашите красной.
7. Д/З
- Ваше д/з: перечитать главы из повести.
- Спасибо за урок!
Анализ сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Одно из популярнейших произведений Линдгрен - «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955) - оригинальная реалистическая и современная сказка, которая вплетается в повседневную жизнь, в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями, специфическим мышлением и языком.
Продолжение повести под названием «Карлсон, который живет на крыше, прилетает вновь» (1963) появилось в связи с успехом первой книги и многочисленными просьбами детей, мечтающих узнать, что сталось с их любимыми героями. Наряду с дальнейшим развитием детских характеров Линдгрен дает здесь сатиру на современное телевидение и рекламу.
Последняя часть трилогии - «Тайком появляется Карлсон, который живет на крыше» (1968) - тонкая и остроумная пародия на современную шведскую прессу, на детективную литературу. Здесь рассказывается о новых проделках Малыша и Карлсона, об их верной дружбе. «…Лучший в мире Карлсон с его проявлениями детского недовольства и неудержимого эгоизма поистине неотразим»,- отмечает шведская критика .
В России книга стала популярна благодаря переводу, сделанному Лилианной Зиновьевной Лунгиной . Первое издание повести в СССР вышло в 1957 г. Издание «Две повести о Малыше и Карлсоне» выходит в 1965 г., переиздается в 1968 г. «Три повести о Малыше и Карлсоне» впервые выходят в 1973 г., повторно в 1974 г., и переиздаются в последующие годы. Во всех изданиях СССР - переводы Л. Лунгиной и иллюстрации шведской художницы Илун Викланд.
«– Я спросил у Карлсона, не выдумка ли он…
– Ну и что же он тебе ответил? – поинтересовалась мама.
– Он сказал, что, если бы он был выдумкой,
это была бы самая лучшая выдумка на свете».
(А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»)
Непосредственными предшественниками трилогии о Карлсоне стали две небольшие сказки Астрид Линдгрен – «Крошка Нильс Карлсон» и «В стране между светом и тьмой». Впрочем, герой первой был мало похож на известного нам безобразника. Это был крошечный ниссе (скандинавский аналог нашего домового), посещающий одинокого мальчика, у которого умерла сестричка. Тарарама он не устраивал, да и летать не умел. Героя второй сказки – господина Лильонкваста – Линдгрен также подсказала ее дочь.
Откуда взялся домик на крыше и пропеллер, тоже нетрудно догадаться, если учесть страсть писательницы к лазанию по крышам и деревьям, а также воспоминания детства, когда она бегала на аэродромы созерцать аэропланы.
Линдгрен искусно пользуется излюбленным приемом писателей-сказочников: повествование вырастает из детской игры, из фантазии и выдумки ребенка. На этом приеме построены еще и такие известные сказочные повести, как «Винни-пух и все, все, все» А. А. Милна (перевод с английского), «Орден Желтого Дятла» Ж. Монтейру Лобату (перевод с португальского), «Мафия и его веселые друзья» Э. Хогарт (перевод с английского) и др.
«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» - воспитательная книга. Ребенок узнает про жизнь большого города, узнает, что в мире, который кажется ему таким веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Малыш растет, понимая, что надо активнее вмешиваться в жизнь и помогать слабым.
Книга Линдгрен не назойливо воспитательна, не апологетична по отношению к взрослым, а очень правдива и реалистична. Правда, Малыш иногда слишком умен для семилетнего ребенка и речи Карлсона слишком похожи на речи взрослого. Тем не менее книга поражает тонким знанием психологии детей, их языка, юмором и меткими шутками.
Действие повести происходит в 1950-е годы в центральном районе Стокгольма - Вазастане, где в одном доме проживают два главных героя - Сванте, младший ребёнок семьи Свантесон, по прозвищу Малыш, и - на крыше - Карлсон .
Сказка вырастает из фантазии, из выдумки ребенка. Писательница не устает повторять, что все происходящее в книге - вполне «обыкновенно». «Не совсем» обыкновенен лишь Карлсон, который живет на крыше. Все - мама и папа, Боссе и Бетан считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Лишь сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона.
Карлсон - маленький толстенький человечек неопределённого возраста, живёт совсем один в маленьком домике на крыше, умеет летать при помощи мотора, который находится у него на спине. Любит гулять по крышам и проказничать. Самоуверен, считает себя «лучшим в мире» во всех отношениях, а также красивым, умным и в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил. Любит много поесть, из еды предпочитает мясные тефтели, торт со взбитыми сливками и плюшки.
Малыш - лучший друг Карлсона. Настоящее имя Сванте, 7 лет, младший ребёнок в семье Свантесон. Любимец и баловень всей семьи, хотя до знакомства с Карлсоном ему часто было не с кем играть. Больше всего мечтает о собаке. Вежливый и воспитанный мальчик, хотя иногда может вдруг заупрямиться.
Карлсон, действительно, самый обычный, толстый человечек, наделенный рядом отрицательных качеств. Но вместе с тем отрицательные свойства Карлсона уравновешены положительными. Если образ Карлсона в книге стабилен, то Малыш показан писательницей в развитии. В нем все время происходит как бы внутренняя борьба. С одной стороны, его увлекают проказы и шалости Карлсона, он не прочь принять в них участие, но протестует, как только шалости эти переходят границы.
Малыш, опираясь на близкие ему образы и ассоциации, снабжает толстяка Карлсона моторчиком и пропеллером и переносит в знакомую обстановку. Летающий человечек живет в Стокгольме на крыше обыкновенного дома. В семье каждый занят своим делом: папа уходит на службу, дети - в школу, мама хлопочет по хозяйству. Малыш, предоставленный самому себе, проводит долгие часы в обществе Карлсона. Нажав кнопку на животе, Карлсон заводит свой моторчик и с жужжанием влетает в окно. С ним не скучно. Он знает все на свете. Это «лучший в мире рисовальщик петухов», «лучший в мире строитель» из кубиков и вообще «лучший в мире» специалист по всем вопросам. Учинив по его инициативе какую-нибудь шалость, Малыш утешает взрослых: «Пустяки, дело житейское!», «Спокойствие, только спокойствие!»- и при этом ссылается на авторитет Карлсона, который живет на крыше.
Карлсон умеет быть не только по-детски шаловливым и непосредственным. В нужный момент он проявит и мужество и доброту, вовремя окажет помощь: он втаскивает на крышу поскользнувшегося Малыша, приносит бутылочку молока для «Гюльфин, чрезвычайно заброшенного младенца», ничуть не пугается, когда в квартиру забираются воры Филле и Рулле.
Искусство Астрид Линдгрен в том, что она, подарив Карлсона, сумела сделать этот образ образом большой воспитательной силы. Ребята играют вместе с Карлсоном, шалят, но каждый из них, замечая его недостатки, видит и свои собственные слабости.
Карлсон, который живет на крыше
В этой книге происходит знакомство Карлсона с Малышом и впоследствии с его друзьями - Кристером и Гуниллой. Для семьи Свантессонов Карлсон постоянно остается за кадром, поэтому они считают его выдуманным другом, и за его развлечения Малыш каждый раз огребает целебных пиздюлей. Семья прозревает в последней главе, где Карлсон приходит на день рождения Малыша и приветствует всю его родню по уши в торте.
Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел
Семейство убирается из дома с различными диагнозами по больницам, а папу усылают в командировку. Для слежения за осиротевшим Малышом нанимают домработницу Хильдур Бок (К. О. сообщает, что фрёкен - не имя, а шведское название незамужней женщины, типа мисс или мадемуазель). Фрёкен Бок имеет недурные профессиональные силы ведения дома и страстное желание попасть в зомбоящик с рассказом о привидениях на соответствующей передаче .
Вся вторая книга посвящена изощренному троллингу фрёкен Бок астральными явлениями (чему та только рада), в итоге с привидения в буквальном смысле срываются покровы. Однако фрёкен Бок таки попадает в зомбоящик с уникальным рецептом собственного приготовления. Семья выздоравливает и возвращается, в последней главе Свантессоны и Карлсон смотрят прямой эфир кулинарной передачи с фрёкен Бок.
Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять
Внезапное выпиливание из дома всего семейства в кругосветные путешествия и спортивные лагеря. Карлсон в опасности - его сфотографировали для газеты и назначили награду в десять тысяч шведских рублей за поимку и доставку в редакцию с целью выяснения личности . Малыш отказывается от всех турций и пионерлагерей и остается за ним присматривать. Дополнительный бонус - дядя Юлиус, приехавший в Стокгольм лечиться. Для заботы о «трех холостяках» вновь нанимают фрёкен Бок. Феерический ночной троллинг фрёкен Бок, Юлиуса, Филле и Рулле астральными явлениями («Мумия» же!). В финале Карлсон заявляется в редакцию газеты и получает всё вознаграждение сам. Фрёкен Бок выходит замуж за дядю Юлиуса и становится фру Иенсен.
Ее прекрасная книга исполнена оптимизма и большой человеческой доброты. В произведении много тонкого юмора, живой речи, передающей особенности детского языка и тонкое знание писательницей детской психологии.
Книга Астрид Линдгрен - образец веселого оптимизма, многогранного юмора, здоровой романтики. Писательница, стремясь к тому, чтобы в ее произведениях сказочность не уводила детей от реальной действительности, не забывает в то же время о развлекательности, искрящемся юморе - необходимых качествах книг.