Какие обязанности по дому у ребенка. Обязанности ребенка по дому: какие и с какого возраста
Отношение к обязанностям ребенка дома у родителей различно. Одни считают, что не следует загружать детей, лишая их возможности беззаботно прожить период детства, достаточно того, чтобы они учатся. Другие полагают, что круг обязанностей ребенка должен включать только работу по самообслуживанию. И, наконец, третья группа родителей убеждена, что помощь по дому должна быть существенной, чтобы освободить взрослых от части бытовых забот. Попробуем разобраться, какие у ребенка могут быть обязанности в семье, и как сформировать ответственное отношение к выполнению закрепленной за детьми работы.
Взаимные обязанности детей и родителей
Психологи отмечают, что все члены семьи должны иметь не только права, но и определенные обязанности перед другими домочадцами. Только тогда не сформируется личность-потребитель. Кроме того, праздный образ жизни негативно сказывается на процессе социализации. Дети, которые не приучены к уходу за собой, собственными вещами и жилищем, растут инфантильными, беспомощными, неприспособленными к жизни и, конечно, ленивыми. Вырастая, они нередко проявляют душевную черствость по отношению даже к близким людям, нежелание заботиться о них. Поэтому даже в семьях, где имеется возможность иметь оплачиваемых помощников по хозяйству, у ребенка должен быть определенный круг домашних обязанностей.
Какие обязанности может выполнять ребенок?
Ряд обязанностей желательно иметь уже детям дошкольного возраста. Но это не значит, что вы просто ставите малыша перед фактом, что с завтрашнего дня он должен выполнять то-то и то-то. Процесс передачи обязанностей довольно длительный. Вначале вы привлекаете кроху к помощи: «Давай вместе соберем игрушки!» (польем цветы и т.д.) Убедившись, что ребенок овладел трудовым навыком, можно давать ему разовые поручения: «Помоги мне вытереть посуду!», «Собери свои игрушки в ящик». И только когда малыш будет справляться с поручениями, можно вменить ему ту или иную работу по дому в обязанность. Обычно первые обязанности закрепляются за ребенком в возрасте 5 лет, когда он становится способен к волевому усилию.
При отборе круга семейных обязанностей ребенка следует исходить из его возраста, темперамента. Если в семье несколько детей, то можно предложить им договориться самостоятельно о распределении обязанностей или установить дежурство – поочередное выполнение домашних работ. А вот объемную работу (генеральная уборка, ремонт в комнате и пр.) лучше организовывать общими силами.
Круг ежедневных обязанностей школьника может включать следующие виды труда:
- заправка постели, наведение порядка в комнате;
- мытье посуды;
- стирка-глажка некоторых предметов своего туалета;
- уход за комнатными цветами;
- кормление и выгул домашних питомцев.
- покупка продуктов по списку.
1 – 2 раза в неделю младший школьник может убирать свою комнату, а после 9 лет ему уже можно поручить уборку небольшой квартиры или части комнат в просторном жилье. В 11 – 12 лет ребенок способен приготовить простейшие блюда (омлет, кашу, жареную картошку), загрузить стиральную машинку и развесить белье. Подросток может полностью следить за своим гардеробом, при необходимости отгладить, почистить, постирать одежду, и оплатить квитанции.
Как стимулировать ребенка на выполнение обязанностей
Без должной мотивации трудно ожидать от детей ответственного отношения к обязанностям. Методы стимулирования зависят от личности ребенка и возможностей семьи. Можно выделить следующие приемы:
Вопрос о материальном поощрении решается индивидуально в каждой семье. Но не так уж плохо, если ребенок за объемную работу получает небольшую сумму денег. Это, конечно, не значит, что он не может бесплатно посидеть с сестренкой или вымыть посуду. Денежный вопрос – очень щепетильный, здесь главное не навредить!
Если дети не задействованы в домашних делах – они становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других
Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.
Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.
На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.
Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.
Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:
Домашние обязанности трехлетнего ребенка
Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
Положить книги и журналы на полку.
Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.
Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
Очистить свое место за столом.
Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.
Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.
Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.
Домашние обязанности четырехлетнего ребенка
Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.
Помочь убрать бакалейные товары.
Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.
По расписанию давать корм домашним животным.
Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.
Помогать расстилать и убирать постель.
Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.
Протирать пыль.
Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).
Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).
Делиться с друзьями игрушками.
Доставать из почтового ящика почту.
Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.
Развешивать носки и носовые платки на сушке.
Помогать складывать полотенца.
Домашние обязанности пятилетнего ребенка
Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.
Самостоятельно наливать себе питье.
Сервировать обеденный стол.
Сорвать с грядки салат и зелень.
Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.
Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.
Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
Чистить раковину, туалет и ванну.
Протирать зеркала.
Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.
Складывать и убирать чистое белье.
Отвечать на телефонные звонки.
Помогать прибирать квартиру.
Оплачивать мелкие покупки.
Помогать мыть машину.
Помогать выносить мусор.
Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.
Кормить своего питомца и убирать за ним.
Самостоятельно завязывать шнурки.
Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)
Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.
Пылесосить ковер.
Поливать цветы и растения.
Чистить овощи.
Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).
Собирать вещи в школу.
Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
Вешать свою одежду в платяной шкаф.
Собирать дрова для костра.
Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.
Прогуливать домашних животных.
Нести ответственность за свое мелкие раны.
Выносить мусор.
Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.
Накрывать на стол.
Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).
Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.
Принимать телефонные сообщения и записывать их.
Быть на посылках у родителей.
Мыть собаку или кошку.
Тренировать домашних животных.
Нести пакеты с продуктами.
Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.
Быть вежливым и учтивым с другими людьми.
Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.
Гладить простые вещи.
Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)
Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.
Мыть пол.
Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.
Самостоятельно наполнять себе ванну.
Помогать другим (если его просят) в работе.
Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.
Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.
Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.
Пришивать пуговицы.
Зашивать распоровшиеся швы.
Чистить кладовку.
Убирать за животными.
Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.
Срезать цветы и готовить вазу для букетов.
Собирать фрукты с деревьев.
Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.
Красить забор или полки.
Писать простые письма.
Писать благодарственные открытки.
Кормить ребенка.
Купать младших сестер или братьев.
Натирать полиролью мебель в гостиной.
Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)
Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.
Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.
Покупать продукты по списку.
Самостоятельно переходить улицу.
Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.
Печь печенье из полуфабриката в коробках.
Готовить еду на семью.
Получать свою почту и отвечать на нее.
Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.
Ходить в гости.
Планировать свой день рождения или другие праздники.
Быть в состоянии оказать простую первую помощь.
Мыть семейный автомобиль.
Учиться бережливости и экономии.
Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)
Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).
Не бояться одному оставаться дома.
Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.
Уметь ездить на автобусе.
Ответственно относится к личному хобби.
Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)
Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.
Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.
Самостоятельно выполнять свои дела.
Косить газон.
Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.
Чистить плиту и духовку.
Самостоятельно распределять время для учебных занятий.
Домашние обязанности учеников старших классов
В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).
Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.
Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.
Последовательно выполнять принятые решения.
Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
По возможности зарабатывать немного денег.
Читайте также:
Это интересно!
Просмотрено
Грудное вскармливание – самая простая вещь в мире, но есть матери, которые делают классические ошибки!
Детская психология
Просмотрено
Неожиданный способ, который успокоит любого ребенка
Просмотрено
Супермаркеты ОПАСНЫ для детей!
Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!
Просмотрено
Мой взрослеющий сын: как мы обошлись без подросткового бунта
Беременность и роды
Просмотрено
Я никогда не знал силы женщин, переживших кесарева сечения, пока моя жена не стала одной из них!
Советы родителям
Просмотрено
Воспитайте уверенного в себе и в своих силах ребенка!
Все о воспитании, Детская психология, Это интересно!
Просмотрено
Интересные факты о детях из разных стран
Всех родителей интересует, какие могут быть и должны быть обязанности у ребенка в семье. По мере взросления, дети, так или иначе, приобщаются к семейному быту и по возможности начинают помогать родителям.
Кто-то любит помогать папе, покрутить отверткой. А кто-то из малышей любит убираться вместе с мамой, выхватывая тряпку для протирания пыли или с радостью хватаясь за пылесос. Даже самые маленькие карапузы любят повозить мочалкой по столу, вытирая капельки от воды со своего детского столика, воображая себя взрослыми и самостоятельными. Так и должно быть, если родители не будут препятствовать этому рвению, детки вырастут самостоятельными, трудолюбивыми и всегда придут вам на помощь.
Мнение психологов и педагогов на этот счет однозначно положительное, потому что труд помогает гармоничному развитию ребенка, его самостоятельности, формированию правильных моральных принципов и лучшей социализации в обществе и любом коллективе. Так, например, в садике или школе, детки научившиеся помогать по дому легко помогают учителям, воспитателям и другим детям. К тому же домашняя работа способствует самодисциплине, помогает научиться человеку, ставить перед собой цели и распоряжаться собственным временем.
К примеру, ребенок, придя домой после школы, знает, что помимо выполнения домашнего задания у него еще есть на сегодня некоторые обязанности по дому. Зная сколько у него времени, займет то или иное занятие, он сможет грамотно спланировать свой день, что бы осталось еще свободное время на игры или на прогулку с друзьями.
Давайте же поразмышляем, какие вообще обязанности могут быть у ребенка. Среди основных и самых распространенных обычно выделяют следующие:
- помогать родителям в уборке по дому;
- помогать заботиться о братиках и сестричках(если они есть);
- заботится о родителях, бабушках и дедушках (если они проживают вместе);
- стараться самому обслуживать себя;
- хорошо учится.
Когда приобщать ребенка к семейным обязанностям
На самом деле, чем раньше вы приучите своего кроху помогать по дому, тем лучше. К тому же все малыши любят копировать родителей и все повторять, легко включаются в любой процесс как в игру. Всегда можно найти какое-нибудь легкое поручение даже для самого маленького карапуза. Так он будет с раннего возраста привыкать к мысли, что его помощь приносит пользу, и в будущем постепенно будет становиться еще более самостоятельным, ответственным и уверенным в своей значимости.
Начиная со школьного возраста детей нужно приучать к элементарным навыкам самообслуживания: заправить за собой постель, самостоятельно разогреть обед, отнести свои вещи в стирку и т.д.
Дети старшего школьного возраста вполне могут самостоятельно справиться с уборкой у себя в комнате и выполнять несложные поручения от родителей. Например, сходить в ближайший магазин за хлебом.
Чтобы ребенок с радостью шел вам на помощь и выполнял ваши просьбы, уважайте его интересы старайтесь не нарушать права и всегда прислушивайтесь к мнению своего чада.
Давая задание, предоставляйте выбор. Пусть ребенок сам решит, какая работа ему больше по душе и в чем он готов предоставить свою помощь. Так он не будет перегружен домашними обязанностями и с удовольствием поможет вам в следующий раз.
Обговорите заранее сроки, в течение которых задание должно быть выполнено. Договоритесь когда именно нужно его сделать, например после того как ребенок поиграет, он должен собрать игрушки. Не давайте слишком много времени на выполнение, иначе заигравшись или забыв про задание, малыш может не выполнить его совсем.
Предлагайте различные кратковременные поручения, а не одно длительное. Одно и то же монотонное занятие быстро наскучит ребенку, и он откажется его делать в следующий раз.
Будьте разумны в количествах заданий, не перегружайте детей своими делами по дому. Как только ребенок поймет, что его эксплуатируют, тут же найдет причину ничего не делать.
Дети всегда следуют примеру родителей, поэтому если вы сами не способны поддерживать чистоту в доме на нужном уровне, не ждите особого рвения и от детей.
Когда ребенок сам хочет вам помочь, старайтесь не отказывать, даже если сейчас нет времени объяснять, как и что нужно делать. Ведь постоянно отвергая его порывы, вы развиваете в нем уверенность, что его помощь никому не нужна. А в будущем будет сложно наверстать упущенное и приобщить его к семейным обязанностям.
Как правильно распределить обязанности в семье
Соберите семейный совет, например, после ужина, и обсудите обязанности каждого члена семьи в спокойной обстановке. Перечислите все задания и подумайте, кто бы, чем хотел и смог помочь в домашних делах. Не забывайте учитывать возраст всех членов семьи, например, если вы доверяете ребенку вынос мусора, удостоверьтесь, что он сможет его донести и пакет не слишком тяжелый.
Так же при распределении домашних обязанностей, важно чтобы заданий у всех было поровну. К примеру, если сыну выпало задание пропылесосить в квартире, то дочке доверьте протереть пыль или помыть полы.
Для удобства заведите тетрадку, где будут подробно расписаны все обязанности по дому, а так же кто и когда их должен выполнять, составьте график. Так ребенок сам сможет без напоминания следить за тем, что и когда ему следует сделать.
Если дети еще маленькие, то лучшим способом ознакомить их со всеми домашними обязанностями будет личный пример. Покажите, как вы готовите ужин, пусть ребенок поможет помыть овощи или зелень. Вытряхивая коврики, возьмите детей с собой. Даже если они вам сильно не помогут, то хотя бы будут видеть, что у вас много обязанностей по дому. Постепенно у них будет, проявляться желание помочь родителям.
Конечно, некоторые родители предпочитают оградить своих детей от домашней работы. Ведь гораздо проще усадить свое чадо смотреть мультики и пойти делать уборку или готовить, чем три часа объяснять и показывать малышу весь порядок действий. Но это не лучший вариант, ведь так ребенок не увидит, сколько сил вы тратите, и весь объем работ, которые вы выполняете по дому. У него создастся впечатление, что все происходит само собой и родители отлично справляются без него.
Старшие братики и сестрички обычно помогают родителям приглядывать и заботиться о младших. Но происходить это должно естественно, только если ребенок сам проявит интерес, и выразит желание поухаживать за младшим. Не стоит специально заставлять и постоянно напоминать ребенку, что он старший и поэтому должен играть с малышом и смотреть за ним. Постепенно он сам осознает, что, так же как и родители несет ответственность за младшего братика или сестренку.
Но иногда бывает очень важно распределить обязанности не только между детьми, но и между собой, т.е. мужем и женой. Подробней смотрите в видео
Что делать если ребенок отказывается выполнять работу по дому?
Прежде всего, не стоит строго наказывать, повышать голос или заставлять «Иди и сделай». Возможно, вы сами упустили драгоценный момент в процессе приобщения малыша в раннем возрасте к труду, а теперь он не видит в этом смысла. Постарайтесь спокойно объяснить ему, что вам тяжело справляться с домашними обязанностями. Объясните ребенку, что без его помощи вам просто не справится. Всегда благодарите даже за самую малейшую и незначительную помощь. А вот чего делать категорически не стоит, так это награждать материально своего ребенка за выполненные задания по дому. Ведь его желание помочь должно быть бескорыстным, от чистого сердца.
Дети подрастают, становятся самостоятельнее — но времени у занятой мамы почему-то не прибавляется. Да, за дошкольниками и младшими школьниками уже не нужен глаз да глаз, но освободить руки и голову для какого-то приятного дела или хобби, побыть наедине со своими мыслями и желаниями у женщины все равно не получается. Выход — распределение обязанностей.
Некоторые обязанности, которые, как нам кажется, мы должны выполнять, если хотим считать себя хорошими матерями, как раз и съедают большую часть времени, а к тому же отучают наших детей от самостоятельности.
Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его или ее быть независимым. В процессе этого обучения вы сможете одарить и себя — у вас появится время, чтобы сосредоточиться на своем «я» и позаботиться о себе.
Самостоятельность в обмен на время
Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.
Мы носимся с нашими детьми, словно с физически или умственно неполноценными лицами королевских кровей. Это то, что я называю «хороший родитель портит». Любящие, преданные, умные родители ведут себя так, словно их дети, пока им не исполнится 35 лет, даже попу себе вытереть не могут, не говоря уж о том, чтобы пройти по улице полквартала.
Представьте, что у вас шестеро детей. Ведь если бы у вас было шестеро малышей, вы не успевали бы всем вытирать попы и каждому подкладывать подушечку, когда он падает. Важно уточнить понятие крайней необходимости. Крайней необходимостью не является тот случай, когда ребенок немного капризничает или слегка проголодался.
Семейный психолог
Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.
Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.
Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.
Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.
Что могут ваши дети?
В 2-3 года:
- убирать игрушки;
- складывать грязную одежду в корзину;
- убирать книги и журналы
- накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
- вытирать пролитое;
- вытирать пыль.
В 4-5 лет:
- все вышеперечисленное;
- убирать свою постель;
- выбрасывать мусор;
- убирать со стола;
- поливать растения;
- приготовить завтрак из хлопьев.
В 6-7 лет:
- все вышеперечисленное;
- рассортировать белье;
- подметать;
- помогать готовить и упаковывать завтрак;
- накрывать на стол;
- убирать в спальне;
- наливать напитки;
- отвечать на телефонные звонки.
В 8-9 лет:
- все вышеперечисленное;
- загружать посуду в посудомоечную машину;
- разбирать купленные продукты;
- помогать готовить ужин;
- готовить свою одежду для стирки;
- чистить овощи;
- делать тосты;
- гулять с собакой.
В 10-12 лет:
- все вышеперечисленное;
- доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
- складывать выстиранное белье;
- убирать в ванной;
- готовить простые блюда;
- стирать;
- стричь газон;
- убирать свою постель и менять постельное белье;
- убираться в кухне;
- присматривать за младшими братьями и сестрами.
Как это организовать
Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.
Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.
У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.
Мама двоих детей
В 3-4 года помогать взрослым любят все дети, спустя 2-3 года маминых помощников уже не так много, а к школьному возрасту домашним трудом занимаются единицы. Взрослые, не принимающие неумелую помощь малышей, могут столкнуться позднее с полным нежеланием подростков не только помогать по дому, но даже обслуживать самого себя.
Что может делать по дому ребенок младшего школьного возраста?
Нужно или нет нагружать школьников домашними делами? У них множество занятий по освоению школьной программы, дополнительная нагрузка – , занятия по интересам. Пусть ребенок в полной мере ощутит счастливое детство. Так думают родители, убежденные, что их дети вполне могут расти на всем готовом, лишь бы он успевал хорошо учиться и не имел проблем в коллективе.
Естественно, что дети, не имеющие посильных обязанностей по дому на пороге школьного возраста, не станут активно браться за домашние дела. К этому их следовало приучать в 2-4 года, причем делать это мягко и ненавязчиво . Тогда бы многое делать и с удовольствием вкладывал свой труд в семейное благополучие.
Что могут делать по дому 7-летние дети:
- Убирать пыль при помощи пылесоса.
- Поливать цветы дома и на клумбе.
- Готовить простые блюда.
- Собирать свой портфель.
- Помогать маме развешивать белье после стирки.
- Выпалывать сорняки на грядке.
- Подметать двор.
- Выносить мусор.
- Разогревать пищу в микроволновой печи.
- Прогуливать и кормить небольшую собаку.
- Прибирать вещи, наводить порядок в комнате.
- Оставлять после купания и посещения туалета чистоту в этих помещениях.
- Гладить простые по крою вещи.
- Самостоятельно готовиться ко сну и собираться утром в школу.
- Чистить свой велосипед от грязи, производить мелкий ремонт двухколесного друга.
- Прибираться в шкафу с посудой и кухонными принадлежностями.
- Накрывать на стол перед обедом, подавать негорячие блюда, хлеб, салат, бутерброды, убирать за собой и членами семьи после еды.
Что под силу 8-летнему ребенку:
- Содержание в порядке письменного стола, шкафа с книгами и другими вещами.
- Приготовление для себя ванны.
- Смена постельного и нательного белья.
- Умение чинить свою одежду, простой ремонт.
- Формировать свой образ в одежде по собственному желанию.
- Помогать отцу во время ремонта, выполняя несложные поручения.
- Собирать урожай на приусадебном участке.
- Кормить и выгуливать домашних животных.
- Протирать пыль и пылесосить мебель и напольные покрытия.
Что умеет 9-летний школьник:
- Готовить простые блюда, следуя рецепту.
- Красить ровную поверхность.
- Наносить побелку на деревья в саду.
- Запекать на огне картошку или сосиски.
- Присматривать за младшими детьми (с 2 лет), уметь переодеть их и накормить.
- Чистить клетки домашних питомцев.
- Заправлять подушку в наволочку и одеяло в пододеяльник.
- Рыхлить неширокую грядку граблями, пропалывать ее от сорняков.
- Сажать семена цветов и овощей по заданной схеме.
- Заправлять свою постель.
Какие дела можно доверить 10-летнему ребенку:
- Готовить несложную выпечку, пользуясь рецептом.
- Готовить простые блюда на всю семью, рассчитав нужное количество продуктов.
- Наводить порядок в собственной комнате и во всем доме, складывая вещи в отведенное для них место.
- Вместе с родителями планировать еженедельные покупки.
- Помогать отцу при чистке салона автомобиля.
- Накрывать на стол.
- Готовить ванну для младшего ребенка, помогать маме с купанием.
- Уметь включать и выключать бытовые приборы, засыпать порошок в стиральную машину.
- Видеть, где матери или отцу требуется помощь, подключаться без напоминаний.
- Помогать при уходе за овощами на приусадебном участке, за цветами возле дома и на подоконнике.
- Участвовать в генеральной уборке помещений дома или квартиры.
Не стоит пугаться этого обширного списка, никто не планирует делать из детей Золушек. Большинство дел из этого списка требуется выполнять эпизодически, многие вместе с родителями.
Важно предлагать только те дела, с которыми ребенок справится наверняка. Главное – не забывать о дозированной похвале, которая может стать мощным стимулом для участия в делах.
Как научить ребенка самостоятельности?
Бывает, что родители констатируют у своего ребенка недостаток самостоятельности и спохватываются слишком поздно. Важно начинать приучение к самостоятельности задолго до поступления в школу , когда малыш стремится к самостоятельности и пробует свои силенки. Тогда ему крайне интересен мир взрослых вещей, и приучение к труду происходит самопроизвольно.
В школе начинать такую работу немного поздно, но, как говорит известная поговорка: «Лучше позже, чем никогда».
Основной стимул для того, кто трудится – справедливая оценка его труда. Поощрение, похвала, слова о том, что без Тани (Коли, Вани, Ирины) было бы не справиться, — лучший стимул. Не стоит манипулировать обещанием денег в качестве оплаты за детский труд, ведь тогда пришлось бы платить всем членам семьи.
Труд предваряется обсуждением того, что нужно сделать. Важно обсудить все нюансы предстоящего дела, чтобы ребенок избежал разочарования от некачественно выполненного дела. Лишь после того, как новое дело освоено, стоит приступать к следующему поручению.
Для забывчивых детей стоит повесить в детской комнате список дел, на помощь в выполнении которых надеются родители.
В первые дни выполнения поручений ребенок может что-то сделать неверно, испортить вещь. Ни в коем случае не стоит критиковать его за это, лучше подскажите, как избежать ошибок в будущем. Дети обязательно должны понять, как определить, что работа сделана хорошо, уяснить для себя критерии этого.
Не нужно требовать высокой отдачи, если у детей повысилась нагрузка в школе, например, в конце учебного года. Пусть временно кто-то возьмет на себя часть домашней работы. Немного позже ребенок это обязательно оценит.
Психолог Гранкина Дарья пишет:
«В действительности, каждый ребёнок хочет самостоятельности и независимости от родителей лет с трёх. И ни в коем случае не стоит эти пробы пресекать. Например, дети могут бесконечно долго одеваться или чистить зубы так, что вся ванная в пасте, или мыть посуду, а она потом вся в пене. Но зато они хотят это делать им это интересно, это элемент игры. Ну чтож, надо запастись терпением и молча, а лучше с одобрением, за этим наблюдать. Потом лучше самим перемыть или доубирать. Это очень важно, ведь дети должны понять, что в труде и самостоятельности есть радость.
Более того, обязанность родителей, это научить труду и самостоятельности своих детей. Лучше начать с того, что научить ценить чужой труд. Еда в школе кем-то приготовлена и ей нельзя баловаться, по чистым полам нельзя ходить без сменной обуви, книги нельзя рвать и рисовать в них и т.д., этому всему надо учить. В ребёнке, и даже подростке, все воспитуемо. Так надо этим воспользоваться. Иначе мы получим ленивых и инфантильных молодых людей. А лень, увы, начальник всех бед и пороков.
Ум ребёнка очень деятелен, и если он не занят добрым и хорошим, то занят плохим, это неизбежность. Не понимая зачем и как нужно честно трудиться, такие дети потом будут воровать, попрошайничать и всячески хитрить. Говоря о реакции родителей, она должна быть позитивной и без насмешки. Если ребёнок вынес мусор или протер пыль, то необходимо его похвалить, без пафосных слов, но отметить это событие ласковым словом.
Потому, пока ребёнок ещё способен слушать и слышать взрослых, необходимо научить его элементарным вещам: заправить утром постель, убрать за собой игрушки или учебники, доесть все в тарелке и потом вымыть ее, а лучше и за мамой с папой. В общем, самому себя обслуживать. Приучив ребёнка к домашнему труду, вы можете считать, что дали ему жизненные навыки и он уже не пропадёт в этом мире».
Чего ждать от трудолюбивых детей?
Мамы и папы, научившие свое чадо трудиться без понуканий, совсем не прогадали. Их дети твердо знают, что они — полноправные члены семьи, без помощи которых не обойтись ни маме, ни папе.
Мальчики и девочки, работающие по дому, быстрее социализируются в новом для них коллективе . Ни одна неожиданная ситуация, когда приходится рассчитывать только на себя, не выбьет их из колеи. Ребенок, умеющий приготовить себе еду, владеющий навыками самообслуживания, умеющий ухаживать за одеждой и обувью, вряд ли станет потребителем времени и труда окружающих.