Испанская народная одежда. Путешествия
На форму испанского костюма, как и всей культуры и искусства Испании XV - XVI вв., оказывали влияние многие исторические и общественные факторы. Среди них необходимо отметить идеалы воинствующего рыцарства, прославлявшие силу, ловкость, доблесть, честь; арабское владычество XIV - XV вв., под влиянием которого развивался строгий этикет испанского королевского двора; фанатичный аскетизм католической религии.
Мужской костюм
В конце XV в. в Испании возник новый тип европейского костюма - каркасный, который носят и мужчины и женщины.
У мужчин гражданский костюм - верхняя куртка и штаны - простегивается с ватой, конским волосом, набивается сеном, опилками. Гладкая или узорчатая расшитая драгоценностями ткань натягивается на выстеганную прокладку, утрачивая пластичность, подвижность. Короткая куртка со съемной баской уподобляется панцирю Высокий стоячий воротник заканчивается узким белым рюшем у горловины. В XVI в. этот рюш непомерно увеличивают, превращая в громадную белую фрезу, заставляющую держать голову постоянно откинутой назад (рис. 76). Такие воротники были очень дороги, стоили иногда дороже всего костюма.
Поверх плотных обтягивающих ногу трико надевались такие же неподвижные, как куртка, шарообразные штаны, состоящие из отдельных половинок (рис. 77).
Цветовое решение костюма до XVI в. преимущественно светлое, с XVI в. официальным в костюме придворного становится черный цвет. В украшении костюма широко используются декоративные разрезы ткани.
Верхней мужской одеждой служит плащ, часто подбитый мехом, короткий, в виде мантии или с рукавами.
Женский костюм
В женской одежде основой каркасного костюма были корсет и юбка на специальном плотном чехле с металлическими или деревянными обручами различного размера.
В таком костюме скрывались все индивидуальные особенности фигуры: и худую, и полную с помощью корсета доводили до общепринятой нормы. Костюм высоко закрывал женскую фигуру, грудь забинтовывали, чтобы не было заметно никаких признаков женственности. Подобно тому, как знатным китаянкам надевали на ступни ног деревянные колодки, приостанавливающие их рост, девочкам-испанкам бинтовали грудь свинцовыми пластинками. Футлярный женский костюм подчеркивал от-влеченную схему-фигуру, ее силуэт, линии талии, бедер. Этим он существенно отличался от футляра византийских и восточных одежд, скрывавших формы тела.
Испанка носила рубашку и два платья: нижнее котт с узким буфированным рукавом и верхнее - безрукавное или с широким коротким рукавом, распашное от талии книзу. Так же как и в мужском костюме, расширенный окат рукава украшался валиком. По эстетическим представлениям испанцев идеальной считалась худая и стройная женская фигура. Поэтому узкий лиф затягивал фигуру с плоской грудью, узкая в бедрах юбка расширялась книзу, облегая каркас без единой складки. Высокая фреза удлиняла пропорции фигуры (рис. 78). В испанской одежде придворной знати применялись бархат, парча, атлас, отличавшиеся особой пышностью рисунка, тяготевшего к геометричности, и мягкой окраской. Ткани украшались роскошной вышивкой, лентами, драгоценностями.
Под влиянием испанского женского костюма середины XVI в. формировались дворянские костюмы всех западноевропейских стран последующих периодов, вплоть до начала XX в.
Костюм горожан
С появлением каркасного костюма резко возросла сословная разница в одежде. В повседневной одежде горожан полностью отсутствуют жесткость и схематизм костюма феодальной знати. Мужчины носят мягкие неширокие штаны до коленей и куртки с наплечными валиками, опоясанные широким кушаком, плащ.
Женский народный костюм состоял из рубашки, шнурованного корсажа, укороченной сборчатой юбки, дополненной передником. Одеждой для улицы у испанок всех сословий служили мантилья (покрывало из черной или белой тонкой ткани) и кружева - безусловное заимствование из арабской одежды.
Испания - солнечная страна на берегу Средиземного моря. Здесь растут отменные сочные томаты, простираются величественные горы, льются изумительные вина, танцуют страстное фламенко. И не только. Испания - это родина шедевров мирового значения и родина гениев. Величественная архитектура Мадрида и Барселоны, в исполнении бессмертного Гауди, зрелищная коррида, изумительная кухня, темпераментные жители, кино, музыка - все это одна и та же страна.
Барселона, Готический квартал
Туристы спешат на ласковое испанское побережье, чтобы окунуться в европейскую историю и увидеть множество интересных и удивительных вещей. Испанцы - народ очень свободолюбивый и его традиции, ремесло и культура внесли немалый вклад в историю современной Европы.
Испанская коррида
У каждого человека «своя Испания», потому как эта страна может ассоциироваться со многими моментами. Для кого - то Испания - это великолепная Средиземноморская кухня, для кого - то Испания - это место, где кипят страсти под жгучим солнцем, для кого - то Испания - это сочные оттенки красного в колоритных испанских костюмах.
Испанская паэлья
Во времена эпохи Возрождения в Испании не могло быть и речи о женской свободе. Это распространялось и на выбор платья. Моду тогда диктовали ряд значимых условий: положение женщины в обществе и отношение к ней мужчин. Мужчины же старались всячески «заковать» женщину, упрятать ее и ограничить в любом проявлении свободы. И надо сказать, что Испания преуспела в этом, больше, чем любая другая страна. Удивительно, но превращению женского костюма в футляр способствовала сама женщина. А дело было так. В 1468 году королева Кастилии Хуана Португальская изобрела особенное платье, чтобы скрыть свою беременность. Именно ей обязаны были испанки годами страданий внутри своих неудобных платьев.
Королева Хуана Португальская
Основа каркасному костюму, который просуществовал вплоть до начала 20 - века в разных вариациях, была положена в Испании. Это были красивые, украшенные богатейшей вышивкой, серебром, золотом и драгоценными камнями платья, которые больше напоминали шкатулки с ценностями. Носить их на себе было невозможно. Силуэт платья составляли два треугольника - малый (лиф) и большой (юбка). Каркас лифа состоял из металлических пластин, согнутых и обтянутых бархатом или замшей. В нижнюю юбку вшивали металлические обручи (вертигадо, вердугос), а сверху сначала надевали черную юбку из тафты (баскинью), а затем верхнее платье (вестидо, сайо). Немаловажная деталь «жестокого» костюма - это воротник, из тонкого рюша, преобразовавшийся в огромную гранголу.
Женское платье, рожденное в Испании, завоевало всю Европу XVI века и прославило испанскую моду. К платью прилагались туфли на толстой деревянной подошве - чапинес. Чем выше была платформа, тем «знатнее» была их несчастная обладательница, потому как сказать, что туфли эти не отличались удобством, это ничего не сказать. Не зря именно испанцы придумали изощренную пытку «испанский сапожок».
Испанские чапинес
Пока дам из высшего общества заковывали в невыносимое платье - футляр, свободолюбивые простолюдины развивали свою моду. Образ женщины Маха был воспет Гойей. Маха - испанская горожанка XVIII - XIX веков. Считается, что этот образ сложился в Андалусии и стал тем самым образом испанки, которой мы привыкли представлять. Вероятно, что махи стали прообразом Кармен.
Отношения женщин - маха, с мужчинами - махо, складывались весьма своеобразно, потому как и те, и другие носили при себе ножи. Встречи проходили крайне бурно, переходя на публике в шумные ссоры в духе «он не хочет ее отпускать, но и не желает жениться». Такие выяснения отношений часто заканчивались поножовщиной. Кроме холодного оружия костюм предусматривал приталенный пиджак с короткими лацканами, мантилью, гребень - пейнета, юбку и шаль - тот самый образ испанки, настоящей Кармен.
Королева Мария Луиза, портрет Гойи
Годы шли, и костюм махи проник в высшие слои общества, а мантилья и пейнета стали частью королевского наряда. В таком образе Гойя напишет портрет королевы Марии Луизы, а королева Испании София, на всех официальных приемах будет появляться в мантилье с паньетой. Белые мантильи и цвета слоновой кости предназначались для девушек, а для замужних испанок предназначался черный.
Черная мантилья
Национальный испанский костюм имеет множество вариаций. Традиционных нарядов в Испании ровно столько, сколько регионов на карте страны. Центр и Юг - это фламенко и коррида, Север страны - холодные кельтские мотивы. Самая яркая одежда - в Андалусии. Это многослойные trajes de faralaes с оборками и драпировками, характерные для танцовщиц фламенко. Основные орнаменты такого костюма -горошек и цветы. Наряды Севера более спокойные, часто в черно-белых тонах и со скромной вышивкой. Красавицы Эстрамадуры и Саламанки великолепны в нарядах с богатой вышивкой серебром, золотом, шелком и филигранной отделкой. Костюм женщин Верхнего Арагона - льняная белая рубашка и длинная зеленая баскина в сборку, очень напоминающая силуэт русского сарафана. А в Нижнем Арагоне праздничный наряд схож с одеждой Леванта и Валенсии - это короткая сборчатая юбка, вышитый передник, блузка с короткими рукавами, одетая накрест яркая шаль и туфельки на каблучках без задников. Красавицы южной Андалусии на праздники надевают открытые длинные узкие в горошек платья с оборками, манильскую тонкую шелковую шаль, высокий гребень с мантильей. В руках у андалусийки - веер.
Мадрид, Каталония, Наварра, Андалусия, Сеговия, Малага - все они бережно хранят традиции народного костюма, каждый элемент которого - красота, созданная на протяжении столетий руками и душой испанского народа.
13 выбрали
Страстная, чувственная, элегантная – такой мы видим Испанию. Испанская гордость, свободолюбие и все краски жизни в нарядах ее красавиц. Около 140 лет назад вихрем танца и песней любви ворвалась в мировую культуру вместе с премьерой оперы Бизе испанская цыганка Кармэн и с тех вор ее облик, ее наряд ассоциируется у нас с этой страной. Каждый художник видел ее образ по-своему, в каждом были традиции разных испанских провинций, но в каждом была душа Кармен…
Черные кружева мантильи, роза в волосах, белая блуза, корсет, шаль с бахромой и юбка с многочисленными оборками – таким нам видится традиционный костюм испанки. Но на самом деле многообразие испанского женского костюма приведет в замешательство любого специалиста моды. Ох, эти женщины, эти испанки…. Попробуем немного разузнать хотя бы о некоторых течениях женской испанской моды.
Придворные страсти эпохи возрождения
В далекие годы эпохи Возрождения о женской свободе не могло быть и речи, даже в выборе платья. Моду диктовали условия: ее положение в обществе и отношение к ней мужчин. Эстетические и исторические факторы дополняли эти два. Мужчины той эпохи стремились женщину упрятать, заковать, всячески ограничить в любом проявлении свободы. Испания преуспела в этом впереди всех остальных стран, причем превращению женского костюма в жесткий футляр немало поспособствовала… женщина! Годами страданий внутри своих платьев остальные женщины обязаны королеве Кастилии Хуане Португальской, которая в 1468 году изобрела особенное платье, чтобы скрыть свою беременность. Основа каркасному костюму, просуществовавшему вплоть до начала 20-го века в разных воплощениях и вариациях, была положена в Испании.
Украшенные богатейшей вышивкой и драгоценными камнями, серебром и золото они выглядели как дивной красоты… шкатулки. Но каково было все это носить на себе? Давайте посмотрим, из чего состояло платье испанской дамы. Силуэт платья составляли два треугольника – малый (лиф) и большой (юбка). Каркас лифа был из металлических пластин, согнутых и обтянутых замшей или бархатом, а в нижнюю юбку вшивали металлические обручи (вердугос, вертигадо) . Сверху сначала надевали черную юбку из тафты баскинью , а затем верхнее платье вестидо (сайо).
На этом жесткость, а скорее жестокость испанской одежды не заканчивалась. Например, воротник, из тонкого рюша преобразовавшийся в огромную гранголу. Рожденное в Испании женское облачение завоевало всю Европу XVI века и впервые прославили испанскую моду. Обувь к таким платьям так же не отличалась удобством – туфли на толстой деревянной подошве чапинес высотой платформы указывали на самую знатную даму, но не на самую счастливую…
Бурная мода Махо
Параллельно тому, как заковывали высокородных испанок в платья-футляры, развивалась свободолюбивая мода щеголей из простонародья. Образ женщины Маха был воспет Гойей – выделяющаяся из толпы, полная достоинства и с особой манерой поведения. Считается, что этот образ сложился в Андалусии и стал тем самым образом испанки, какой мы привыкли ее представлять. Не махи ли стали прообразом Кармэн? Ведь их отношения с мужчинами-махо складывались весьма своеобразно: их встречи всегда проходили бурно, а на публике переходили в шумные ссоры – он не хочет ее отпускать, но и не желает жениться. Такие выяснения отношений порой заканчивались поножовщиной – и те, и другие носили при себе ножи! Кроме холодного оружия костюм предусматривал приталенный пиджак с короткими лацканами, мантилья, гребень-пейнета, юбку и шаль – тот самый образ испанки, к которому мы привыкли.
Шли годы, и костюм махи проник и в высшие слои общества, а пейнета и мантилья стали частью королевского наряда. Именно в таком образе Гойя написал портрет королевы Марии Луизы, а королева Испании София, согласно традиции, на официальных приемах появляется в мантилье с паньетой. Причем пайнету нельзя воткнуть в прическу как заблагорассудится – только вертикально, иначе это расценивается как вульгарность, а мантилья должна полностью прикрывать гребень. Белые мантильи и цвета слоновой кости предназначены для девушек, а для замужних испанок оставлен черный цвет.
Испанский народный костюм
Как выглядит национальный Испанский костюм? Традиционных нарядов в Испании ровно столько, сколько регионов на карте страны. Центр и Юг - это фламенко и коррида, Север страны – холодные кельтские мотивы.
Обычно представляется именно яркая одежда Андалусии – многослойные trajes de faralaes с оборками и драпировками, характерные для танцовщиц фламенко. Основные орнаменты – цветы и горошек. Северные наряды более спокойные, часто в черно-белых тонах со скромной вышивкой, а красавицы Эстрамадуры и Саламанки щеголяют в нарядах с богатой вышивкой серебром, золотом, шелком и филигранной отделкой.
Костюм женщин Верхнего Арагона состоит из льняной белой рубашки и длинной зеленой баскиной в сборку, напоминающей силуэт русского сарафана. А в Нижнем Арагоне праздничный наряд схож с одеждой Леванта и Валенсии: короткая сборчатая юбка, вышитый передничек, блузка с короткими рукавами, одетая накрест яркая шаль и туфельки на каблучках без задников.
Испания – прибрежная страна Средиземного моря, богатая солнцем, томатами, величественными горами и изумительными винами. Родина гениев и шедевров мирового значения. Прекрасная архитектура Мадрида и Барселоны, страстное фламенко, и зрелищная коррида – все это прелести одной страны. Множество туристов спешат посетить испанское побережье, насладиться открытыми улыбками приветливых, но темпераментных жителей Испании, окунуться в европейскую историю и расширить свой кругозор. Испанцы – народ свободолюбивый, его традиции, культура и ремесло внесли свой ощутимый след в историю современной Европы. Можно иметь огромное количество представлений об Испании, ассоциируя ее со многими моментами, присущими только этой стране, но сегодня очень трудно получить полноценное представление об испанской национальной одежде. Давайте посмотрим, какая же она национальная одежда Испании?
Особенности мужской национальной испанской одежды
Существует большое количество вариаций на тему национального испанского костюма – все зависит от региона. Попробуем создать собирательный образ, взяв за основу исторический район Андалусии.
Белая рубашка, длинные брюки, жилетки и куртки свободного кроя, гетры, а также широкие пояса из обыкновенной материи, чаще всего красного цвета. Куртки испанцев короткие, с узкими рукавами. Такой образ напоминает костюм тореадора, но в нем отсутствуют наплечники и декоративная отделка. Знатные люди в Испании обшивали свои куртки золотой или серебряной нитью, одежда для богатых людей шилась из дорогих тканей, других отличий в наряде кабальеро и простого рабочего испанца вы не найдете. В качестве верхней одежды испанцы отдавали предпочтение накидкам и плащам.
Особенности женской национальной испанской одежды
Женская национальная одежда Испании выражена ярче мужской, и имеет сходство с костюмами других европейских народов. Женщины носили широкую юбку и корсет, руки испанок как оголялись полностью, так и закрывались до самого запястья. Яркие цветастые ткани, многослойные и оборками, сарафаны были характерны для испанских женщин.
В мировую моду национальная испанская одежда внесла свою лепту и увековечилась в современных ее интерпретациях.
Эпоха Реконкисты.
Ситуация, сложившаяся на Пиренеях в эпоху Реконкисты, является уникальной: в одном котле смешались наследники собственно традиции костюма средневековых испанцев-вестготов, влияние арабского костюма, а также, поскольку в борьбе принимали участие рыцари других стран, распространялись формы итальянского и французского костюма:
Элементы готического костюма:
- обувь с длинными носками
- головные уборы, например, капирот (фр. шаперон)
- длинное сюрко без рукавов
Испанские элементы:
- собреропа (букв. «на одежду») - мужская верхняя одежда, накидка
- абриго
- хубон - род куртки
- плащ - обычно одна сторона драпировалась на плече, длина зависит от социального положения
- боэмио - плащ, имевший форму круга, разрез располагался на правом плече и скреплялся пряжкой.
- касака - торжественная одежда, широкая, длинная, с длинными откидными рукавами.
- ропилья
Черты своеобразия в женском платье Испании появляются середине XV века. Оно имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх и вниз расходятся лучеобразные складки. Часто использовалась пелеринка. Волосы гладко причесывались с прямым пробором и одной косой.
- вестидо (букв. «платье») - свободное длинное цельнокройное платье. Надевалось на рубашку.
- кофья-де-папос - традиционный женский головной убор из тонкого белого полотна. Состоял из двух частей, наколки, покрывавшей голову из мелко плоеной ткани, пришитой к металлическому каркасу, обтянутой той же материю, а также своеобразно задрапированного платка
- трансадо - женский головной убор. Макушку повязывали тканью, в которую затем заворачивали косу, перевитую сверху крестообразно черной лентой. Сохранился до 1520-х гг., на некоторое время заимствовался итальянками. Иногда трансадо соединялся с небольшим тюрбаном.
- веспайо - головной убор из прозрачной белой ткани, покрывал лоб, голову и сзади спускался на плечи. Сверху покрывала надевали узкий обруч с драгоценностями.
Эпоха Возрождения.
С наступлением XVI века происходит изменение в испанской одежде - переход от струящихся готических тканей к «костюму-броне» на каркасе. «Естественности итальянской ренессансной одежды Испания противопоставляет свой идеал человеческой фигуры, стилизованный в духе маньеризма».
Мужской костюм.
- головной убор:берет, мягкий, с жестким, опущенным книзу бортиком (1-я пол. XVI века)
- чулки - первое упоминание о плетеных чулках в Испании относится к 1547 году
камиса - рубашка, сорочка. Была практически не видна. Имела брыжжевый воротник и высокие манжеты из полотна или батиста, отделанные кружевами.
кальсес - разъемные штаны-чулки. Мода изменяется от узких кальсес, в 1540-х гг. возникновения двух самостоятельных слоев - нижнего широкого и верхнего из отдельных широких полос, когда верхняя часть кальсес получает форму бочонка. Затем употребление каркаса, а в 1570-80-х гг. - двойные кальсес, состоящие из узких облегающих ногу штанов и круглых на толстой набивке грегескос, которые покрывали только ноги. В 1590-х появились свободные и широкие вверху кальсес. Часто их отделывали вертикальными полосами декоративной ткани, которые прикреплялись вверху и внизу и свободно свисали по всей длине.
корпесуэло - узкий безрукавный жилет, к которому привязали чулки тесемками.
верхняя одежда
штаны (короткие)
хубон - род куртки, колет. Стоячий воротник, лиф облегает фигуру, разрезов нет, застежка потайная, юбка заложена в складки. Имел кроме узких рукавов еще и фальшивые откидные рукава. Рукава можно было менять, так как они соединялись с хубоном шнуровкой, проймы вокруг них обшивали эполетами-козырьками. В 1540-х гг. изменяются пропорции - линия талии спереди опускается, и увеличивается выпуклость внизу лифа, хотя это еще не каркас. Позже хубону уже придавали форму доспехов - лат, для этого вставляя в них куски картона (особенно выпуклым хубон становится в 1570-80-х гг.). Такой хубон «с гусиным чревом» называется пансерон.
брагетт - короткие, набитые ватой штаны, с позднеготическим гульфиком
воротник - кружевной накрахмаленный, по краю которого выпускают рюш, постепенно увеличивающийся в размере и к концу века вырастающий до 15-20 см.:
грангола, горгера - знаменитый гофрированный испанский воротник. Воротник тоже уподобляют деталям лат, они созданы как бы из металлических нашейных пластин, которые защищали шею.
ропон - верхняя придворная одежда, полукороткая или короткая, на меху, с меховым или вышитым воротником. В 1540-е имеет меньший объем и менее пышную верхнюю часть рукавов.
капита - маленький плащ, сменил ропон в посл. четверти XVI века.
фиельтро - более длинный плащ
капа - классический широкий и длинный плащ с капюшоном.
ропа - распашная одежда с декоративными висячими рукавами и наплечниками. Ее носили расстегнутой или застегнутой высоко под шеей.
шляпа (ток), жесткая, в форме усечённого конуса с небольшими полями (2-я пол. XVI века)
обувь - узкие туфли из бархата или атласа, украшенные разрезами.
сапоги - только в военное время. Узкие голенища, мягкая подошва.
Женский костюм.
Также как и мужской, потерял плавность линий и приобрел каркасность. По преданию, такой костюм впервые изобрела королева Кастилии, гулящая жена Энрике Бессильного Жуана Португальская, в 1468 году пожелавшая скрыть свою беременность.
Силуэт имеет ясные, четкие линии и своеобразную композиционную схему: два треугольника, малый (лиф) и большой (юбка), расположенные друг напротив друга, с вершинами, пересекающимися на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают низ лифа. (Отношения ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз).
- вердугос, вертигадо - нижняя юбка из плотной ткани (вертюгаден, райфрок), в которую вшивали металлические обручи. В конце XVI века ширина вердугос внизу значительно увеличивалась.
- баскинья - юбка из черной тафты, которую надевали сверху предыдущей
- вестидо, сайо - верхнее платье, надевающееся поверх предыдущих юбок. Имело спереди треугольный разрез или застежку на петли и банты.
- вакэро - часть вестидо, лиф со съемными или откидными фальшивыми рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой, которая скрывалась под валиком или фистонами. Каркас лифа чаще всего был из металлических прорезных пластин на шарнирах, которые сгибались определённым образом и обтягивались тонкой замшей или бархатом. Лиф спереди заканчивался длинным острым мысом. Крой его был сложным: конструкция с отрезным бочком и выточками. С помощью накладки из конского волоса в лифе создавали плоский конус торса, пряча естественную выпуклость груди.
- a la jubon - узкий лиф с очень широкими рукавами-крыльями, покрывающими узкие съемные рукава. В 1570-80 гг. появляются изменения - жесткая форма изживает себя: верхние рукава-крылья хубона из жестких и неподвижных превращаются в мягкие «крылья», приобретая подвижность и нарушая жесткую геометричную форму.
- юбка-клеш - вторая часть вестидо
- бюска - узкая деревянная или металлическая пластинка, которую прикрепляли к корсету. С её помощью уплощался живот и зрительно зауживалась талия.
- грангола - воротник. В 1590-х гг. превратились в «воротники-блюда», «маленькие жернова».
- сорочка, так же как и мужская, почти не виднелась из-под платья.
- декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой.
- ропа - верхняя одежда с короткими или длинными рукавами. Возможно, заимствована у мавров.
Горожанки, в отличие от аристократок, не использовали вердугос, нося мягкие пластичные вещи. Они надевали рубашку, узкий (но не всегда облегающий фигуру) лиф со съемными рукавами, юбку (заложенную кругом крупными складками, либо сборенная по талии).
У регионов Испании:
- Севилья - костюм богатых женщин ближе к итальянскому.
Текстиль.
Колористическая гамма тканей, по сравнению с красочной под влиянием арабов готики, блекнет - основными цветами становятся цвета монашеских орденов: черный и коричневый, серый и белый, также красный, фиолетовый, зеленый. Любят гладкие ткани и монохромное решение костюма.
Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок - это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии и геральдические мотивы. «В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали»
Обувь.
Мужская обувь:
- в первой половине XVI века - мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»).
- с середины XVI века - носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка. Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами. На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен, особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.
Женская обувь
- туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой.
- конце XVI века появляется каблук.
- считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны носки туфель, но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки. Дерево украшали орнаментом из блестящих шляпок медных гвоздей.