АВА-терапия для аутистов: с чего начать, отзывы. Что такое АВА? Введение в АВА для родителей от организации Autism Speaks Аба терапия для аутистов
АБА терапия самостоятельно .
Все слышали про АБА, все что-то знают, все верят что где то есть толковые профессионалы и часы АБА терапии могут спасти наших деток. Но где взять учителя, тренера, что собственно делать и какие правила? Я в отличии от многих не только слышала про АБА, но и «делала» ее. Моя статья это мой личный опыт и знания. Не претендующие на истину!
ABA терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах воздействия. Для аутистов АБА является наиболее эффективным методом обучения.
Вопреки мнению что это сложно или невозможно, я занималась АБА сама. Занятия приносили ощутимую пользу моему сыну. Хотя считается что количество занятий в неделю должно быть невероятно много, мы обходились 2-5 занятиями в день, по 30-50 минут. Искать специалистов и учителей нам было негде, поэтому мы сами попытались разобраться в перипетиях поведенческой терапии.
И хотя мы были далеки от совершенства, программ, правил терапии и наша АБА была не совсем классическая, мы смогли отлично продвинуться на данной терапии, даже на ее элементах. Мой ребенок не только полюбил заниматься за столом, но и ждал следующей задания, получал удовольствие от совместных игр, помогал складывать и раскладывать материал. Мой сын развивался и учился новому. И это определенно стоило горсти изюма в виде поощрения.
Мой ребенок не только научился раскладывать лото и цвета. Он научился гораздо большему-взаимодействовать, он стал более покладистым, стал лучше откликается на имя, улучшился глазной контакт. Более того, занятия приносили пользу не только моему ребенку, мне нравилось заниматься с сыном, я стала последовательнее, требовательнее, но спокойнее со своим аутенком. Теперь нам было чем заняться вместе и я чувствовала себя увереннее со своим сыном.
Вот правила которые я для себя установила:
Хотите АБА, начните(найдите в доме стул, стол и попробуйте провести первое занятие);
Переждите негативные реакции, слезы и истерики, отвлекайте;
Просто играйте за стульчиком, общайтесь, привыкайте;
Увеличивайте постепенно время занятия и количество уроков в день;
Составьте примерный план чему хотите учить, заведите тетрадку, записывайте результат занятий, добивайтесь целей;
Найдите любимые игрушки, еду и занятия для поощрения;
Первая неделя-месяц могут уйти на привыкание к сидению и занятиям, наберитесь терпения;
Если в течении недели какое то упражнение не продвинулось, уберите его на лучшие времена или смените тактику;
Разнообразие заданий, игрушек и развиваек, сделайте АБА интересным;
Будьте последовательны, будьте терпеливыми, но требовательными;
Приз должен быть заслуженным и желанным, добивайтесь выполнения;
Больше помогайте и не скупитесь на похвалу;
Снимайте свой занятия на видео. Мне это очень помогало следить за динамикой и отслеживать ошибки;
Верьте в успех, никто кроме вас не знает так вашего ребенка!
Чему можно учить:
1) сидеть за столом, играть, играть с мамой, брать и давать предметы, смотреть в глаза, слушать команды, взаимодействовать
2)имитация звуков(ааа, ууу, иии и т.д) или действий (покажи часть тела, похлопай, по топай, стукни, по тряси, открой, дай, положи и т.д.)
3)игры за столом(пазлы, сортеры, матрешка, головоломки, кубики, рисование, лепка, игры на музыкальных инструментах, крупа и т.д.)
4)игры на развитие: найди пару, подобное на подобное, подобное на не подобное, сортировка по 1 признаку, контуры, размеры, цвета.формы, счет, буквы и т.д.
5) Речь, ответы да и не, укладывание кукол спать и катание поезда за веревочку, все что угодно и к чему есть склонность у ребенка и чему необходимо научить ребенка.
Не важно чему учить, собирать пазл или складывать слова, показывать картинки или приносить предметы, главное сделать занятие интересным, разнообразным, приятным. Первое время не обойтись без поощрения, это могут быть мыльные пузыри или глоток сока или маленький кусочек фрукта. Необходимо что бы ребенок понял что за правильное выполнение или попытку выполнения, мама говорит МОЛОДЕЦ и вознаграждает. Как только это понимание придет, с ребенком станет намного проще. Желаемое поведение поощряется, не желательное-игнорируется. Ребенок очень скоро сделает правильный выбор, втянется в игры за столом, в общение, он заметит вас и материалы. Он полюбит какие то игры и занятия и ими вы будите разбавлять новый или сложный задания.
Есть несколько правил:
-поощрение должно быть выдано непосредственно в момент выполнения
-заслуженность поощрения обязательна
-не перекармливайте
-сделайте вместе с ребенком и похвалите
-в следующий раз ослаб те помощь и дайте больше времени
-в последующий раз подождите и поманите вознаграждением и за малейшую попытку-бурно порадуйтесь и вознаградите
-как только задание освоено чередуйте выдачу вознаграждения и просто похвалу в произвольном порядке
-усложняйте сами задания, меняйте материал и вносите варианты
-начинайте и заканчивайте интересным
-следите за лишними подсказками
-меняйте среду в которой обучаете, не только за столом, но и на полу, не только красная машинка но и синяя и т.д.
-переигрывайте, гладьте и хвалите вашего ребенка за сотрудничество и удачные попытки
-подносите материал ближе к лицу, обращайте на себя внимание прежде чем дать задание
-не прерывайте занятие по инициативе ребенка
-при отказе доделайте рукой ребенка задание и похвалите несмотря на сопротивление
-не разрешайте раскидывать материал
-используйте интересы вашего ребенка в занятиях
-ведите записи того чему учите и в чем добились результата
-получайте удовольствие от занятий
Первое что должен освоить ребенок:
откликаться на имя
подходить по имени
садиться для небольших занятий
концентрировать внимание на предметах или заданиях, лице учителя
Во время обучения, не забывайте:
Медленно но верно, даже если первое сидение на стульчике займет всего несколько секунд, это все равно начало, не скупитесь на похвалу.
Покажите лакомство ребенку и медленно поднесите к своему лицу -Посмотри на меня
Игры должны быть интересными и тогда сидение с вами за столом станет для ребенка желанным.
Пользуйтесь знакомыми словами и короткими предложениями
Старайтесь быть постоянными в словах которые употребляете и интонации с которой говорите, если обучающих два, тосогласуйте свои команды.
Наша АБА только в начале выглядела принуждением, ребенок конечно оказывал сопротивление, но через неделю уже не только спокойно садился в стульчик и играл, но и стал учиться новому, смотреть карточки, давать предметы. Далеко не за каждую игру и задания я давала поощрения(кусочек фрукта, изюм, сушеный ананас), вскоре вполне хватало молодец или спасибо, мы играли в ку-ку и мыльные пузыри, переливали водичку, и просто щекотались. Игровая терапия с элементами АБА. Я никогда не ругала своего ребенка, и только через пол года стала более строга и стала говорить нет и нельзя. Но я была настойчива, я была требовательно и последовательна в своих требованиях. Ребенок быстро привык к такой форме общения, он ждал занятий, он втянулся и у нас стало получаться. В случае сопротивления или нежелания играть я просто настаивала на своем, уговаривала, помогала сделать рукой сына. И вскоре ребенок стал доверять мне, все что угодно, любое новое задание или упражнение было возможно сделать вместе с сыном. А потом похвалить и повторить вместе вновь, а в следующий раз ребенок уже делал сам или хотя бы старался. Он шел на контакт, он заметил нас и стал развиваться!
Мне понравилась АБА, она существенно продвинула моего аутенка вперед. Меня, в отличие от многих, не смущает что ребенок «работает» за еду, я не считаю что собирание пазла с мамой, и получение за это дольки киви-дрессировка. Через месяц я поощряла только то что хотела, а иногда и вообще не поощряла. Ребенку нравились занятия сами по себе. И это умение сидеть и заниматься потом часто нам пригождалось. Ведь так приятно купив новую игрушку или материал получить отдачу, поиграть вместе со своим ребенком или чему то его научить. Со временем мы стали чаще перемещаться со стола на пол и обратно, разбавлять занятия более обычными для деток лепкой и рисованием, зарядкой и другими играми. Трудно только начать. Но как известно силы появляются по мере движения ВПЕРЕД!
Очень рекомендую посмотреть видео про АБА, все станет сразу намного понятнее, например эта мамочка выложила много своих роликов Так же доступны для просмотра более классические занятия с педагогами и заграничными специалистами, ГУГЛИТЕ.
Про то как использовать АБА в жизни и как продвинуться с ребенком во многом, между делом описано тут
Более подробно как мы начинали АБА терапию написано в книге «Как я снова начала улыбаться» ,
О том во что играть, чему учить и где взять материалы написано в Главе 14
Каков наш мир для детей-аутистов? Ученые полагают, что они видят только размытые лица, мельтешащие картинки, в которых сложно различить те или иные предметы, и слышат раздражающие и дребезжащие звуки. Именно поэтому они прячутся и жмурятся, закрывают руками уши, то есть делают все, чтобы избежать этого кошмара. Как подарить ребенку наш прекрасный мир? Попробуем дать ответ на этот вопрос.
Аутизм
Что же это за патология? Под аутизмом мы понимаем отчужденность человека от всего, что его окружает. И это большая проблема, решение которой кроется в использовании поведенческой коррекции таких детей. Выполнение подобной задачи подарит ребенку счастье, позволив, несмотря на нарушения в развитии, принимать посильное участие в жизни общества.
И здесь на помощь приходит АВА-терапия для аутистов. Она представляет собой поведенческий прикладной анализ. Методика АВА-терапии разработана профессором из США И. Ловаасом. Как она работает? Какие приемы этой методики могут быть применены для лечения больных детей? Рассмотрим ответы на эти вопросы.
В чем суть метода?
АВА-терапия представляет собой усиленную обучающую программу, основу которой составляют принципы бихевиоризма. Этот метод, который сначала широко практиковался в Америке, в настоящее время пользуется популярностью и в России.
Основная суть АВА-терапии заключена в решении задачи, позволяющей привить социальные и бытовые навыки детям с различными формами аутизма при применении системы поощрений и последствий. При выработке у ребенка реакции на стимул ему прививаются те типы поведения, которые существуют в обществе. Судя по отзывам, АВА-терапия, проведенная знающим специалистом, позволяет «загасить» негативные реакции детей, препятствующих их развитию.
Сегодня поведенческая терапия, применяемая при лечении больных аутизмом, считается одним из лучших методов коррекции патологии. Она построена на идее о том, что любые действия человека влекут за собой те или иные последствия. И если ребенку понравится такое поведение, то он будет повторять его вновь и вновь. В противном случае добиться от него желаемого будет невозможно.
Что дает поведенческая методика?
АВА-терапия находит свое широкое применение для пациентов любого возраста. Однако чем раньше было начато лечение, тем лучшим будет конечный результат.
Эффективность метода АВА-терапии подтверждена клиническими испытаниями. Согласно полученным исследователями данным, разработанный американским профессором способ может оказать значительную помощь больным различных форм аутизма, начиная с легкой и заканчивая тяжелой.
АВА-терапия используется в качестве основы для большинства программ, целью которых является лечение аутизма у детей. Проводимые на протяжении 30 лет исследования подтвердили высокую ценность этих прикладных поведенческих методов. В частности, доказано, что обучение с АВА-терапией улучшает коммуникационные навыки ребенка, его адаптационное поведения, а также способности к обучению. Все это в совокупности позволяет достичь необходимого социально обусловленного поведения больного. Проявление же при этом негативных поведенческих отклонений начинает значительно уменьшаться.
Исследователи также получили неопровержимые доказательства того, что чем раньше будет начато прохождение ребенком курсов АВА-терапии (самым предпочтительным при этом считается дошкольный возраст), тем более значимыми будут результаты.
Отрицательные стороны
Существует мнение специалистов и об имеющихся недостатках АВА-метода. В частности, он не рассматривает перенос отработанного в одном месте навыка в другую среду. Так, необходимость снимать с себя верхнюю одежду, войдя в дом, ребенок не применяет в детском дошкольном учреждении или в школе.
Помимо этого, некоторые психологи полагают, что при развитии конкретного навыка больного человек перестает развиваться в целом. Тем не менее, если АВА-терапию не использовать вообще, то ребенок не научится необходимому поведению дома и не сможет освоить даже самых элементарных действий. Все это способно привести к его деградации.
Как это работает?
АВА-терапия для аутистов предполагает разбивку на отдельные небольшие блоки всех сложных для больных детей навыков. Это контактность и речь, умение смотреть в глаза и слушать, творческая игра и т.д. Каждое из этих действий заучивается с ребенком отдельно. Далее все простые звенья соединяют в одну цепь. Судя по отзывам профессионалов, это и позволяет получить какое-либо сложное действие.
Занятия со специалистом
АВА-терапия способна принести положительный эффект, если ребенка, больного аутизмом, будет обучать профессионал. После освоения базовых знаний (в случае тяжелой формы патологии) дети переходят к сложным навыкам. Среди них - творчество, социализация и коммуникации.
Американская методика применяет в разработанной ею системе не только освоение примитивных поведенческих форм. В этой терапии есть место рисованию, спорту, танцам и играм. Причем это не только карточки и жетоны, перекладываемые детьми, сидящими за столом. Здесь подключается работа грамотного профессионала, способного понять, по какому пути необходимо направлять ребенка, и какие проблемы не позволяют ему освоить программу на данной ступени.
Таким образом, специалистом для каждого подопечного подбирается индивидуальный подход. Он может представлять собой обучение в виде отдельных блоков, что похоже на тренинг с карточками, или получение знаний в естественной среде. В последнем случае грамотное сопровождение приводит к тому, что ребенок сам учится играть с другими детьми, делать бутерброды, убирать за собой игрушки и т.д.
При разучивании действий специалистом даются определенные задания. Если ребенок самостоятельно справиться с ними не может, то получает подсказку. За правильные ответы его ждет вознаграждение. Неверные высказывания или действия специалистом игнорируются.
Взаимодействие с родителями
Наибольшего своего эффекта АВА-методика может достичь только в том случае, когда будет реализовано согласованное взаимодействие между специалистом и близкими людьми больного.
Каждый из них должен понимать стоящие перед взрослыми задачи, особенно на самых начальных этапах, где происходит обучение ребенка базовым навыкам коммуникации, самообслуживания, имитации, а также речи. Родителям всегда предоставляется право выбора методики, корректирующей поведение их чада. Но при этом мамы и папы должны осознавать суть поставленной задачи и делать все необходимое для ее решения.
«Язык - понимание»
С чего начать АВА-терапию для аутистов? На старте специалистами предлагается программа «Язык - понимание». Для того чтобы осознать, как происходит процесс обучения, рассмотрим одно из упражнений этой ступени.
Так, специалист центра лечения дает ребенку задание или стимул. Например, он просит больного поднять руку и в качестве подсказки сам поднимает ее вверх. После этого ребенка ждет вознаграждение за правильный ответ. После некоторого количества совместных попыток специалист исключает из этой цепочки звено «подсказка». Он просит ребенка поднять руку и ждет, пока тот не сделает это самостоятельно. При получении правильного ответа ученик получает вознаграждение. Ему дают что-либо вкусное, хвалят или отпускают поиграть. В том случае, когда правильный ответ так и не был получен, АВА-терапевт начинает сначала, используя подсказку. Далее он вновь предлагает действовать самостоятельно.
После того как ребенок в 90% случаев дает правильный ответ, для него внедряют новый стимул. Это может быть, например, кивок головой. Отрабатывают такое задание аналогично предыдущему.
Усложнение
С чего начать АВА-терапию, мы уже разобрались. А что же делать дальше? После того как ребенок освоит задание по выполнению движения «кивни головой», как правило, упражнения начинают чередовать в произвольном порядке. Этот стимул, а также тот, который предлагает поднять ему руку вверх, считается освоенным до конца, когда из 100 % ребенок правильно отвечает на 90 % вопросов. И только после этого вводится третий стимул, происходит чередование обученных навыков, вводится четвертый и т.д.
Генерализация
После освоения ребенком большого числа навыков, включающих и те, которые будут ему необходимы для повседневной жизни, специалист начинает работать с обучающимся над обобщением. Происходит генерализация навыков. Она преследует своей целью проведение упражнений в тех местах, которые ранее не были использованы для занятий. Это может быть коридор, улица и т.д.
После этого приступают к этапу чередования людей, дающих задание. Так, в АВА-терапии дома могут быть задействованы папа и мама, бабушки, дедушки и т.д.
Выход в мир
В какой-то момент обучения ребенок начинает не просто осваивать предложенные ему стимулы. У него возникает способность самостоятельно понимать и совершать новые действия. Например, ему будет достаточно один или два раза показать, как закрывать дверь. После этого программу можно считать освоенной. Судя по отзывам родителей, в большинстве случаев аутичный ребенок впоследствии начинает самостоятельно обрабатывать информацию, полученную им из окружающего мира.
Разнообразие тем
АВА-терапия в своем арсенале имеет не одну сотню самых различных программ. Некоторые из них включают в себя лечение задержки психического развития, освоение вербальной и невербальной имитации, совершенствование мелкой и общей моторики, понимание речи говорящего, называние действий и предметов, а также их классификацию (например, откладывание карточек с животными в одну сторону, а с посудой - в другую).
Помимо этого, методика по коррекции патологии у детей предлагает такие программы, как «покажи, как ты….». Ребенок в этом случае должен крутить руль, причесываться, надевать шапку и т.д. Важным этапом является и обучение местоимениям. Детки-аутисты должны правильно употреблять «я сижу» - «ты сидишь». Их нужно обучить отвечать на вопросы «что», «кто», «когда», «где» и т.д.
Какая из этих программ является более эффективной? Ответить на этот вопрос невозможно. Дело в том, что каждый ребенок обладает своими личностными особенностями. Именно поэтому и подход к нему должен быть индивидуальный.
Применение техники АВА-терапии
С одной стороны, подобная методика несколько напоминает дрессировку. Ребенку предлагают выполнить те или иные действия, а при правильных решениях поставленных задач его поощряют сладостями. Однако такое происходит только на начальных этапах обучения и при наличии глубокого аутизма. В дальнейшем материальные поощрения сменяются социальными. Это может быть словесная похвала, ласковые прикосновения, разрешение перейти к любимому занятию и т.д.
При использовании методики АВА-терапии становится важным, чтобы ребенок придерживался определенного распорядка дня. Жизнь по заданной схеме значительно облегчает освоение разнообразных навыков, формируя социально приемлемое поведение.
Так, после пробуждения ребенку предлагается «маршрут дня». Это размещенные на стене картинки, которые говорят ему о том, что нужно сходить в туалет, почистить зубы, умыться, одеться, позавтракать, сев за стол, помыть за собой посуду и т.д.
Также для начала занятий должен быть определен специальный сигнал. На первом этапе им может стать карточка, визуальные часы или таймер. В дальнейшем ребенку будет достаточно произнести словами «заниматься» или же «играть». Длинные предложения аутистами восприниматься не будут. Ведь большое количество информации ими не усваивается. Вполне достаточно совсем короткой фразы, произнести которую нужно директивным тоном. При этом важно смотреть ребенку в глаза. Ведь фиксация взгляда является одним из тех начальных навыков, которые необходимо усвоить больному. Именно поэтому эту способность понадобится постоянно закреплять, доведя ее до автоматизма.
На начальных этапах технику АВА-терапии рекомендуется использовать от 40 до 60 часов в неделю. Только в этом случае можно будет получить эффективный результат. Ведь ребенку для того, чтобы освоить только один навык, например, приучиться к горшку, понадобится от 2 до 6 месяцев. В этом случае, прежде всего, потребуется выяснение основной причины мокрых штанишек. Вполне возможно, что она имеет физиологический характер. Так, при не поступлении нервных импульсов, ребенок даже и не чувствует того, что он мокрый. В этом случае потребуется терапевтическое вмешательство. Только после этого должны быть использованы воспитательные приемы. Усаживать ребенка на горшок нужно с методичным постоянством, давая ему при положительных результатах что-либо вкусненькое.
Методику поведенческого анализа можно успешно сочетать с речевой терапией, способом сенсорной интеграции и проч. АВА-терапия явится систематическим подходом к развитию и дальнейшей поддержке социально приемлемого поведения.
Никогда не знаешь, как жизнь обернется, вот и мне пришлось не только столкнуться с аба-терпией, но еще и самой немножко постичь ее основы. А США и других развитых странах аба-терапия давно уже используется как способ реабилитации и адаптации для больных детей. В России этот способ только недавно на слуху, не так много специалистов, а ХОРОШИХ специалистов по аба и вовсе кот наплакал.
Я со своим аутичным сыном посещала психолога, с тех пор как ему исполнилось 2 с половиной года. Психолог пыталась его растормошить к внешнему миру с помощью занятий по Монтессори. Ну и в качестве домашних заданий, почти каждый день мы и дома использовали эту методику в игровой деятельности. Толку это не принесло. мелкая моторика у ребенка и так была развита нормально. еще она занималась с ним лепкой из пластилина, впечатыванием предметов в пластилин, пальчиковыми красками, и прочими занятиями для здоровых детей. Увы, для аутичных детей - эти занятия до одного места.
Сколько воплей на все пять этажей, сколько истерик и слез было пролито в попытках заниматься деятельностью для нормальных детей. Тут важный момент - родителям аутичных малышей надо понять и признать - ТО, ЧТО ПОДХОДИТ ЗДОРОВЫМ ДЕТЯМ, НЕ ПОДХОДИТ НАШИМ. Примерно в феврале этого года я нашла в своем городе логопеда-дефектолога, которая работает с аутичными детьми по системе аба-терапии.
Небольшое отступление, коротко суть аба терапии вот в чем:
эта терапия основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название - модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится - не будет.
Цели данной терапии:
улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению.
Наша терапист прошла международные курсы по аба. Это женщина со стальной волей - первые занятия мой сын орал как подрезанный, но она просто методично повторяла то, что предполагало занятие. Она не смотрела ни на его слезы, ни на его попытки слезть со стула. нельзя идти на поводу у аутистов, они манипуляторы те еще. Это один из принципов - аба, некоторая жесткость, даже жестокость по отношению к ребенку. Уже после нескольких занятий слезы уйдут. на их смену придет полное равнодушие. тут и начинается основное поле для работы - путем поощрения вытаскивать ребенка из своей раковины и заставлять делать то, что является целью занятия.
Цены на это удовольствие не из дешевых, пол часа стоит 600 рублей. а заниматься надо каждый день, и чем больше тем лучше. Правда, меня смущает что все занятия проходят сидя на стуле, лицом к лицу - терапист и больной. Так и до искривления позвоночника недалеко.
В целях небольшой экономии, сделала пособия для занятий и в домашней атмосфере. Поскольку нашей главной целью является развитие повторения, имитации (а повторение это фундамент для обучения) - то мы занимаемся сейчас на повторение звуков животных, а также простейших звуков. занятия идут тяжело, не буду врать. По-прежнему иногда ребенок истерит, орет. И конечно же, параллельно аба, мы проходим курсы медикаментозного лечения. За эти пять месяцев занятий по аба, сын стал имитировать вслед за терапистом некоторые звуки.
Вот наши пособия для занятий дома, делала сама:
Края фигурок, чтобы не обтрепывались, заламинировала скотчем. Сами листы с контуром тоже заламинированы скотчем. По этим фигуркам надо заниматься минимум пол часа, заставляя ребенка смотреть себе в глаза и проговаривать звуки. Тематики каждого листа различны, это дикие животные, домашние животные, домашние птицы, игрушки (да-да, игрушки тоже издают звуки), ощущения (холодно-горячо), транспорт.
Почему я поставила четыре звезды? Потому что аба-терапия это банальная дрессировка, которая еще и сначала ломает волю пациента. Но иначе никак, это единственная терапия которая хоть чему-то может развить аутичных детей. Я не тешу себя иллюзиями (и родителям аутистов тоже не советую этого делать), что аба-терапия это панацея. И тем не менее, это лучшее что есть для работы с аутичными детьми на сегодняшний день.
Дорогие родители детей с особенностями! Если перед вами стоит выбор - заниматься по аба, или
идти к психологам и прочей нечисти - выбирайте аба-терапию! Не теряйте время, оно уходит как
песок сквозь пальцы. нам надо было по-хорошему начинать заниматься с сыном с двух лет, мы
упустили время. Чем младше мозг - тем он пластичнее, это так. И пускай вас не смущает высокая
стоимость этих занятий - посмотрите что да как, и сами дома тоже можете имитировать занятия
(правда дети обычно неохотно воспринимают маму в качестве педагога).
На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).
АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения . АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
В арсенале АВА несколько сотен программ , среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".
В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.
В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.
Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю , чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.
Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").
Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.
AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).
Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе - шесть часов в неделю, максимальное - 40.
Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки , которые он выучил в программе.
Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.
Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.
При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников